Манежная площадь
Автомобильные выставки в дореволюционной России
Даже у вполне привычных и понятных слов иногда бывают очень витиеватые определения. Например, слово «выставка». Международное бюро выставок объясняет его значение такой фразой: «Показ какого бы ни было его наименования, путем представления средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности».
Вряд ли такую словесную конструкцию можно применить, скажем, к выставке картин, а вот к автомобилям — вполне. Тут налицо и удовлетворение потребностей, и технический прогресс. Но куда лаконичнее было бы русское «на других посмотреть и себя показать». Потому что показывать такую диковинку, как только что изобретенный «самодвижущийся экипаж», лучше всего было именно на выставках. Так, первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе демонстрировался публике на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Впрочем, народ тогда «прогресс» не оценил, да и автомобилизация России на начальном этапе вообще затянулась.
На рубеже веков «самодвижущиеся экипажи» завозились в страну поштучно, что долгое время не позволяло сформироваться полноценной автомобильной индустрии. Так, в 1902 году в Россию ввезли всего 23 «мотора». В Нью-Йорке, Берлине, Париже и Лондоне к тому моменту проходили уже полноценные автосалоны, собиравшие по несколько сотен участников, а в Петербурге все только начиналось. Первая в столице выставка с автомобилями даже не называлась автомобильной.
Публика собирается вокруг мотора
Первая Всероссийская выставка предметов спорта прошла в Михайловском манеже в Петербурге с 19 мая по 15 июля 1902 года. В день открытия автомобилей на ней было мало. Торговый дом «Победа» представил на своем стенде две «колясочки» — Gladiator и Prunel, а также моторную лодку Truscott. Московская фабрика «Дукс» показала паровой автомобиль американской марки Locomobile, который затем начала делать по лицензии под названием «Дуксмобиль». Петербургский велосипедный фабрикант Эмиль Лидке продемонстрировал двухместную коляску «Унион» собственного производства. Мотоцикл оказался только один — так называемый La Motosacoche, или дословно «сумка с мотором», которую подвешивали на раме велосипеда, превращая его в мотоцикл. Конечно же, было много и самих велосипедов, именовавшихся тогда «исконно русским» словом «самокат».
Позже появились и другие «колясочки», а также моторные лодки и даже железнодорожная дрезина. Один из прибывших автомобилей — «тонно», так назывался тип кузова, где для пассажиров заднего ряда была всего одна дверца — марки Peugeot с мотором мощностью 8 л.с., что тогда считалось приличным показателем. Всего же на выставке в разное время показали семь автомобилей — столько насчитал редактор журнала «Самокат» Николай Александрович Орловский, ставший к тому же и главным критиком выставки. Один из репортажей он так и назвал — «Крах выставки».
Несмотря на обилие критики, Орловский давал и вполне дельные советы, актуальные даже сегодня: «Мы бы очень посоветовали некоторым фирмам почаще присылать на выставку своих представителей, а то иные витрины публика осматривает очень поверхностно едва ли с пользой для фабриканта. Но стоит только пустить в ход, например, двухколесный мотор по арене или на станке, как сейчас же со всего манежа публика собирается вокруг мотора. Даже простые объяснения кого-либо у любой витрины собирают некоторое количество слушателей, видимо интересующихся».
Но экспоненты с автомобилями не спешили этим заниматься. Поскольку выставка называлась спортивной, то публику и развлекали разными спортивными действами: прыжками с трамплина через четырех лошадей, комическими представлениями персонажа на ходулях, выступлениями гимнастов и атлетов. Но предложение устроить гонку, а автомобили-участники выставить потом в Манеже организаторы почему-то отклонили.
Демонстрационно-спекулятивные цели
За не очень удачной для автомобилей выставкой спорта последовала долгая пауза длиной в пять лет, в которую поместились Русско-японская война, революция 1905 года и последовавший за всем этим кризис. Только в 1907 году в России состоялась, наконец, полноценная выставка автомобилей, устроенная Российским автомобильным обществом.
Инициатива, как ни странно звучит, исходила не от российской стороны, а от французской — вопрос о проведении в Петербурге выставки был поднят особой организацией при парижской газете L`Auto. Российское автомобильное общество так потом объясняло ситуацию: «Организация эта поставила своей ближайшей задачей содействие к устройству таких выставок во всех крупных центрах западноевропейских государств, преследуя при этом, с одной стороны, демонстрационно-спекулятивные цели увеличения сбыта автомобилей, с другой стороны, чтобы держать публику в курсе всех новейших усовершенствований в этой отрасли техники».
Газета L`Auto сначала вышла на петербургский журнал «Автомобиль», но его редактор-издатель Андрей Платонович Нагель переадресовал организацию выставки Российскому автомобильному обществу.
Открытие выставки состоялось 12 мая 1907 года все в том же Михайловском манеже. Казалось, название вобрало в себя все тематические направления и стремилось привлечь как можно больше желающих — Первая Международная выставка автомобилей, двигателей, велосипедов и спорта.
Автомобилей, конечно же, больше всего оказалось французских: Panhard-Levassor, Lorraine-Dietrich, Renault, Delaunay-Belleville, Berliet, La Buire, Mors, Gobron и другие — всего около трех десятков. Сегодня из всего этого изобилия сохранилась только марка Renault. Чуть больше десятка набралось немецких марок, и среди них из ныне существующих — Mercedes и Opel. Совсем немного было британских, итальянских, бельгийских, американских и австрийских автомобилей. Россию представлял только завод «Лесснер», выпускавший по лицензии легковые модели Mercedes и грузовые Daimler.
На выставке играет оркестр
Выставка 1907 года не стала статичным мероприятием. Во время ее работы была устроена гонка по главному имперскому тракту из Москвы в Петербург, чтобы показать автомобиль в действии. Победителем стал 60-сильный Lorraine-Dietrich под управлением гонщика Артура Дюре, преодолевший 645 верст за 9 часов 22 минуты. Автомобиль оказался даже быстрее курьерского поезда, преодолевавшего более короткий путь в 604 версты за 11 часов.
В 1908 году выставку повторили, но уже в Москве, а гонку устроили из столицы в Первопрестольную. Победителем на этот раз стал Виктор Эмери на немецком автомобиле Benz с показателем 8 часов 30 минут.
На афишах теперь писалось просто: «Международная автомобильная выставка в Москве». На этот раз иностранные автомобили присутствовали примерно в одинаковых пропорциях, но главное — среди экспонатов было много доступных моделей, а также несколько грузовиков и автобусов, чем не могла похвастаться прошлогодняя выставка.
Корреспондент газеты «Московские ведомости» задался вопросом об отечественных марках, которых на этот раз не было: «Напрасно стал бы посетитель искать автомобиля русского производства; к сожалению, русская промышленность еще не успела проникнуть в эту область». Но и так все получилось красиво: «Очень эффектный вид имеет выставка при вечернем электрическом освещении. На выставке играет оркестр Преображенского полка».
Выставку посетило примерно 30 тысяч человек, и, в отличие от прошлогодней, она принесла устроителям прибыль, а не убытки. Не оказались внакладе и участники, продав более 70 автомобилей и получив множество заказов.
С русским гербом на вершине
Затем последовал перерыв в один год — III Международная автомобильная выставка открылась в Петербурге 15 мая 1910 года.
На этот раз организаторы решили выполнить все стенды в едином стиле, а не давать на откуп их оформление каждому участнику: на предыдущих выставках подрядчики сдирали с неосведомленных иностранцев кто сколько может. Оформителем выступил архитектор Высочайшего двора Роман Федорович Мельцер, работавший по заказам царской семьи и создавший интерьеры Зимнего, Аничкова, Александровского дворцов и дворца в Ливадии.
Описанию оформления выставки в репортажах посвящались целые абзацы, например в газете «Петербургский листок»: «Красивая арка, убранная русскими флагами и перевитая массой электрических лампочек, украшает вход на выставку. Весь манеж в длину разделен высокими мачтами с русским гербом на вершине на четыре коридора. Все столбы соединены между собой зелеными гирляндами с большими белыми электрическими лампочками. Манеж освещают несколько эффектных электрических люстр, также перевитых зеленью. В конце манежа устроена высокая белая веранда, где будет устроен буфет. Стены в буфете задрапированы красной материей с золотыми разводами. Для оркестра устроена красивая эстрада».
Число автомобилей составило 85, и почти все они были проданы. На этот раз к иностранным маркам добавилась и новая российская «Руссо-Балт». Если раньше «нетематическими» экспонатами были лодки, то в 1910 году демонстрировались аэропланы — новейшее изобретение тех лет.
Все выкрашены в зеленый цвет
Следующий перерыв составил уже два года. IV Международная автомобильная выставка открылась в Петербурге 5 мая 1913 года. Выставке оказалось тесно в привычном Михайловском манеже, поэтому под экспозицию заняли также площадь перед его зданием, стоящий рядом манеж лейб-гвардии Сводно-казачьего полка и обширный двор между ними. Двор между манежами превратили в полноценный павильон, накрыв сверху остекленной крышей на металлическом каркасе. Оформлял выставку все тот же архитектор Мельцер, снова отдавший предпочтение зеленому цвету: «Помосты, на которых стоят автомобили, все выкрашены в зеленый цвет. Все здания выставки внутри увиты гирляндами из зеленого плюща. В гирляндах тысячи электрических лампочек. Стеклянный потолок, специально для этой выставки, выстроенного железного здания также увит гирляндами плюща». Это из репортажа в газете «Петербургский листок».
Число стендов составило более двухсот, и, казалось, на выставке поместилось все — от лимузинов и дубль-фаэтонов всех стран и марок до грузовиков, автобусов, тракторов и моторных лодок. Аэропланов, впрочем, на этот раз не было.
Автомобильные выставки устраивались и в других городах. В 1912 и 1913 годах в Одессе прошли Первый и Второй автомобильные салоны, а в июне 1914 года в Варшаве была устроена Международная выставка автомобилей, двигателей внутреннего сгорания для сельского хозяйства и промышленности. Она и стала самой последней в дореволюционной России — в июле началась Первая мировая война, за ней последовала революция, Гражданская война, и стране еще долго было не до выставок.