«Работает вау-эффект»
Максим Баранов,
учредитель компании Autoelectro, 43 года, образование — военный инженер. Импортом китайских электромобилей занимается четыре года, из них в России — два. Общее количество поставленных машин — более 200. Ездит на Volkswagen ID6 Crozz.
В 2019 году я был в деловой поездке в Китае, где много ездил на такси. И обратил внимание, что почти все китайские такси — либо электромобили, либо гибриды. Мне как инженеру стало интересно. Я начал через переводчика расспрашивать таксиста об особенностях эксплуатации, его впечатлениях от машины. А когда в торговом центре в городе Нинбо увидел электрический кроссовер Nio ES8, «завис» возле него минут на сорок. Облазил его весь, заглянул в каждый бардачок, оценил качество интерьера, сборки, подгонки деталей. И понял две вещи. Первая: китайский автопром, особенно для внутреннего рынка, уже совсем не тот, каким у нас привыкли его считать. И вторая: электромобили уже не экзотика, а повседневный транспорт. Я спросил гида: «Как мне китайский электромобиль купить и вывезти за рубеж?» Ответ был коротким: «Никак». Китай тогда насыщал внутренний рынок.
Но уже скоро начали появляться первые лазейки. У меня уже десять лет был свой бизнес: я занимался вопросами таможенного оформления, импортировал из Японии мотоциклы и банковское оборудование, так что кое-какой опыт внешнеэкономической деятельности имелся. Был куплен «пробничек», Changan EV360, что-то вроде электрического Hyundai Getz, мы его в шутку называли продуктовой тележкой с электромотором, — и отправлен в одну из стран СНГ, самую развитую в плане электротранспорта и с наиболее либеральным законодательством по его таможенному оформлению. Тут как раз ковид вмешался, пришлось поволноваться. Но это была сознательная авантюра, машина выбиралась по принципу «не жалко потерять». В итоге все получилось.
В России сначала тоже был тест. Я себе и нескольким друзьям заказал в Китае по электромобилю и отправил разными каналами. Через Белоруссию, Казахстан, напрямую через Владивосток — тут мы, скромничать не буду, были первыми, кому это удалось сделать. Когда успешная проба пера прошла, было решено ставить все на коммерческие рельсы.
В процессе поисков канала ввоза я познакомился с коллегами, которые ввозили и сейчас ввозят Tesla, у них площадка в районе Водного стадиона. Мы решили объединить усилия. Ведь не все, кто хочет электромобиль, могут позволить себе Tesla. Да и не все ее хотят. Кто-то хочет что-то другое, по более демократичной цене. Начали вести блог на Drive2.ru, телеграм-канал. Но вообще этот рынок новый и довольно тесный, помогло «сарафанное радио».
Работает прежде всего вау-эффект. После первой же поездки за рулем электромобиля человек в большинстве случаев понимает, нужен он ему или нет. Многим очень хочется электромобиль, но страшно. Как его заряжать, где обслуживать и чинить, и вообще как им пользоваться? С этими страхами приходится работать и постоянно учиться. Хотя сегодня, в эпоху интернета, многие уже, как правило, довольно подкованы. Если, конечно, ютуб-блогеров не насмотрятся. Один из которых хорошо так побуксовал на электромобиле в снегу, порвал чашку дифференциала, и понеслось: а-а-а! электромобили ненадежны! А что вы хотели, упорно буксуя в снегу на машине с мощным мотором, где крутящий момент уже с нуля оборотов? Естественно, дифференциал перегревается и выходит из строя.
Мы предпочитаем продавать электромобили из наличия. Я потенциальным клиентам всегда говорю: если хотите заказать, учтите, что это риски. Когда машина стоит на площадке, у вас таких рисков нет — оформили договор купли-продажи и спокойно уехали. Мы уже все проходили: карантин, беспорядки в Казахстане, через который машины едут в Россию. У тебя машины стоят в Алма-Ате, а связи никакой нет… Вокруг Новый год, и надо вроде праздновать и радоваться, а у тебя добавляются седые волосы. Так себе удовольствие.
Всех потенциальных клиентов я бы разделил на три типа.
Есть «староверы». Это те, кто сразу спросят: где ваш салон? Где два-три этажа из стекла и бетона? Красивая блондинка на входе? И это чаще всего не наши клиенты. Они не понимают, что все это «великолепие» они же и оплачивают.
Есть «новаторы». Они хотят быть на острие прогресса, при этом привыкли к современным методикам продаж и понимают, что все уходит в онлайн. А цепочка и, что важно, наценка от производителя до клиента максимально сокращаются. «Новаторам» хочется автомобиль с вау-эффектом. Tesla — это уже скучно, избито, и потом, подавляющее большинство Tesla ввозятся в Россию битыми и восстановленными. А «новатор» на битой машине ездить не хочет, это минус к безопасности. Что еще? «Новатору» своя зарядка не нужна, ему до общественной доехать и там постоять — не проблема, он открывает ноутбук и, пока машина заряжается, сидит и работает, я такую картину видел не раз и не два. Для него машина — мобильный офис.
И есть «консерваторы». Возраст — 40+, 50+. Они понимают, что стоимость владения электромобилем сегодня — наиболее сильная его сторона. В Москве и Подмосковье нет транспортного налога, бесплатная парковка, есть бесплатные зарядки. «Консерватор» обычно живет в частном доме, либо у него свое место с зарядкой на подземной парковке в жилом комплексе или офисе. Он, как правило, выбирает электромобиль, который будет максимально похож на автомобиль с ДВС — по архитектуре салона, по экстерьеру.
Но бывают клиенты с абсолютно нестандартным подходом. Помню случай, один приехал на дорогом немецком автомобиле. Походил, посмотрел и в итоге выбрал что-то вроде электрической Nissan Almera. И на мой немой вопрос «для чего такой дауншифтинг?» ответил: «А это пробник. Покатаюсь полгода вокруг дома, если понравится — приду к вам за чем-то более приличным».
Сейчас я езжу на Volkswagen ID6. Но уже его продаю. Мне интересно машину раз в полгода менять, пробовать новое. То, что продаешь, нужно поэксплуатировать, понять особенности. Зарабатывать надо с удовольствием, продавать — то, что нравится самому. Просто, извините, впарить машину клиенту, а потом вслед ему перекреститься и подумать: «Век бы тебя не видеть» — не то, чем хотелось бы заниматься.
У нас общение с клиентом не прекращается, мы создали группу в «Телеграме». Самый главный вопрос там: «Сколько ты проехал на одной зарядке?» Так мы статистику собираем, у кого какие проблемы возникают. В основном они с программным обеспечением. Электромобиль — это смартфон с батарейкой, к которой прикрутили электромотор и подвеску с колесами. И если с подвеской все как на любой машине, электромотор и батарея тоже понятны, и «детские болезни» по ним лечатся, то основная проблема — это ПО и его глюки.
С приходом в Россию чисто «электрических» официалов ситуация тупиковая. Взять тот же BYD. Мы пытались выйти на них в Китае — нам дали понять, что российский рынок им неинтересен. А сейчас, я думаю, этот «неинтерес» лишь усилится. Учитывая, что они открыли свои представительства в Норвегии и в Бразилии, выход на наш рынок для них означает вероятность попасть под санкции. Китайцы слишком любят деньги. Несмотря на то, что у них у руля формально стоит компартия.
А вот те официалы китайских брендов, которые сейчас присутствуют на нашем рынке, вполне могут в свой ассортимент добавить электромобили. Но какой будет цена? На электромобили, которые сейчас возят из Китая, там есть государственная субсидия, поэтому цена в России на них и получается такой интересной.
Многие официальные дилеры пытаются «перепрыгнуть» на электромобили. Им торговать нечем — почему бы не купить машину у компании онлайн-формата вроде нашей и не продать процентов на десять-двадцать дороже? Они даже гарантию обещают на свой страх и риск. Неважно, что они электромобили не умеют обслуживать и не знают, как к ним подойти. В типах зарядных разъемов путаются! Но гарантию обещают. Конечно, если продать десять машин, каждую на десять процентов дороже, можно потом еще одну купить на гарантийный случай. Но это как в конце 1990-х, попытка видеопрокатов, чтобы выжить, перейти с VHS-кассет на DVD. А потом приходят торренты… Все уходит в онлайн. Плюс поколение потребителей меняется, «староверов» все меньше, и все больше «новаторов».