У «русского Детройта» — краткий век
После 15 лет работы и полугодового простоя завод Toyota в Петербурге прекращает производство автомобилей
«Тойота Мотор» объявила о прекращении производства автомобилей в России. Речи о полном уходе с российского рынка пока не идет: компания продолжит поддержку дилерской сети и обслуживание владельцев Toyota и Lexus. Эксперты сомневаются, что покупатель на этот актив стоимостью не менее 15 млрд рублей найдется в ближайшее время.
В пятницу СМИ со ссылкой на сотрудников завода ООО «Тойота Мотор» в Санкт-Петербурге и другие неофициальные источники сообщили о закрытии завода в Шушарах. Позже информацию подтвердили в Минпромторге России и в самой компании.
В сообщении «Тойота Мотор» отмечается, что после остановки производства 4 марта, в связи с серьезными нарушениями в логистических цепочках поставок ключевых материалов и деталей, компания сохраняла полный штат сотрудников и была готова возобновить производство в любой момент. Однако после шести месяцев простоя не смогла выработать подход, позволяющий вернуться к полноценной деятельности, и уже не видит возможности возобновить производство в ближайшее время.
Тем не менее, совсем уходить из России Toyota пока не планирует: «Операционная деятельность московского офиса ООО "Тойота Мотор" будет оптимизирована и реструктурирована с фокусом на поддержку дилерской сети для продолжения обслуживания клиентов Toyota и Lexus в России».
В пресс-службе городского комитета по труду и занятости «Ъ-СПб» сообщили, что предприятие не уведомляло службу о сокращении работников, но этого и не требуется, если увольнение происходит по соглашению сторон. Центр занятости готов помочь найти новое место работы для всех высвобождаемых сотрудников предприятия, которые проявят заинтересованность в этом: в базе сейчас 34 тыс. вакансий, более 70% которых относятся к рабочим специальностям.
В свою очередь, в комитете по промышленной политике, инновациям и торговле заверили, что производственная площадка завода в Шушарах сохранит свое промышленное назначение, город совместно с компанией рассматривает варианты по ее возможному использованию. «Мы с компанией в диалоге. Несколько предложений мы дали. Коллеги прорабатывают»,— сказал «Ъ-СПб» глава комитета Кирилл Соловейчик, отметив, что о какой-то конкретике говорить преждевременно.
В 2021 году Toyota увеличила объем продаж в России год к году на 6,9%, до 97 941 авто (без учета Lexus), в основном — за счет произведенных в Петербурге Camry и RAV4 (31 983 и 38 441 машин соответственно). В прошлом году предприятие произвело 80 800 автомобилей этих моделей.
Концерн Toyota стал первым международным автопроизводителем, открывшим предприятие в Санкт-Петербурге. Вплоть до 2021 года предприятие входило в двадцатку крупнейших налогоплательщиков города, хотя после 2011 года, когда оно потеряло юридическую самостоятельность и стало филиалом московского ООО «Тойота Мотор», отдельные данные по объемам налоговых платежей на прибыль и на доходы физических лиц не публиковались. В целом налог на прибыль российского представительства автоконцерна, которое занимается также и дистрибуцией в России, в 2021 году составил 4,7 млрд рублей (в том числе более 500 млн отложенных платежей). Выручка компании за тот же период выросла год к году на 26%, до 332 млрд, чистая прибыль — на 110%, до 22,29 млрд.
Первопроходцам было обеспечено щедрое внимание со стороны государства на самом высоком уровне: президент Владимир Путин участвовал и в закладке камня на месте будущего предприятия в июне 2005 года, и в открытии производства в декабре 2007 года. На том этапе объем инвестиций в петербургское производство оценивался в 4 млрд рублей, первоначальный объем выпуска — 20 тыс. автомобилей с увеличением до 50 тыс. и перспективой до 200 тыс. авто в год.
На церемонии выпуска первого автомобиля губернатор города Валентина Матвиенко привела японскую пословицу: «"Если останавливаться, то под большим деревом". Петербург действительно стал для Toyota большим и крепким деревом. Мы сделали все, чтобы завод был построен в запланированные сроки». Глава города оптимистично заявляла, что в Петербурге будет открыто 15 автопроизводств. И хотя планам по привлечению в регион Suzuki и Mercedes не суждено было осуществиться, город все же стали называть «русским Детройтом». Градоначальница была щедра к пионерам петербургского автомобилестроения не только на словах: в 2010 году условия конкурсов на поставку представительских седанов для нужд городской администрации и ЗакСа были сформулированы таким образом, что критериям удовлетворяла только Toyota Camry, производство которой началось в городе за три года до этого.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров утверждает, что объективно справедливая стоимость производственной площадки Тойота составляет не менее 15 млрд рублей. «Сейчас есть большие сомнения, что кто-то будет готов такие деньги заплатить, потому что целый ряд площадок автомобильных заводов, которые созданы международными компаниями в России, выставлены на продажу (в частности, завод Mercedes в Подмосковье.— «Ъ-СПб»). При этом фактически нет понятных покупателей, потому что российским компаниям сейчас, мягко говоря, не до этого. Китайские компании только наращивают долю рынка, и с точки зрения возможной локализации производства едва ли это будет им интересно, потому что Россия находится под серьезными санкциями, в этой ситуации инвестиции не выглядят защищенными. Они могут спокойно осуществлять поставки продукции из Китая, масштабные производственные мощности в России не имеют смысла»,— сказал аналитик.