15 лет назад, 19 мая 2008 года, впервые поднялся в небо Sukhoi Superjet 100. Он стал первым пассажирским самолетом, созданным в России после распада СССР. Как разрабатывался и эксплуатируется лайнер — в фотогалерее «Ъ».
В 2000 году корпорация «Сухой» начала разработку пассажирского среднемагистрального самолета. В тот же год было создано ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). В 2002 году к проекту привлекли компании Boeing, Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина, Snecma и «Сатурн»
Фото: Коммерсантъ / Вячеслав Реутов
В 2001 году исполнительный директор компании Boeing Фил Кондита дал самолету первое название — Russian Regional Jet (RRJ). В 2006 году, после выхода Boeing из проекта, имя сменили на Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100)
Фото: Коммерсантъ / Валерий Левитин
17 февраля 2006 года была начата сборка первого RRJ. 28 января 2007 года он был доставлен в Жуковский для проведения статических испытаний. 26 сентября 2007 года в Комсомольске-на-Амуре состоялась официальная презентация первого опытного экземпляра SSJ 100
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
19 мая 2008 года SSJ 100 совершил свой первый полет. Второй раз в небо самолет поднялся 24 декабря. Под управлением летчиков-испытателей Леонида Чикунова и Николая Пушенко SSJ 100 провел в воздухе два с половиной часа и набирал высоту до 6 тыс. м
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
В 2009 году SSJ 100 принял участие в международном авиасалоне в Ле-Бурже (Франция). 3 февраля 2011 года Межгосударственный авиационный комитет выдал «Гражданским самолетам Сухого» сертификат типа на Sukhoi Superjet-100. Самолет предназначен для перевозки от 87 до 108 пассажиров на дальность до 3 или 4,5 тыс. км в зависимости от модификации
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
19 апреля 2011 года первый серийный SSJ 100 был передан армянской авиакомпании «Armavia». Самолет получил собственное имя в честь космонавта Юрия Гагарина. В июне 2011 года начались поставки лайнеров компании «Аэрофлот». В том же году 12 самолетов были заказаны индонезийским авиаперевозчиком Sky Aviation. Компания получила два лайнера, но не использовала их из-за финансовых проблем
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
3 февраля 2012 года SSJ 100 получил сертификат Европейского агентства по безопасности гражданской авиации EASA. Sukhoi Superjet 100 стал первым российским пассажирским авиалайнером, сертифицированным в соответствии с нормами летной годности CS-25 EASA
На фото: президент РФ Дмитрий Медведев (слева), глава правительства Владимир Путин (в центре) и премьер Италии Сильвио Берлускони осматривают SSJ00 в Сочи, 2010 год
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
В 2012 году индонезийская компания Kartika Airlines отменила контракт на поставку 30 лайнеров. В 2016 году от самолетов отказалась российская авиакомпания Red Wings. Однако она снова начала эксплуатировать лайнеры в 2020-м. Ирландская компания CityJet отказалась от SSJ 100 в 2018 году
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов
9 мая 2012 года около Джакарты в Индонезии в ходе демонстрационного полета врезался в гору предсерийный экземпляр SSJ 100. На борту находилось 45 человек, все погибли. Причиной катастрофы стала ошибка пилотирования
На фото: обломки самолета SSJ 100 в Индонезии
Фото: Indonesian Air Force / Reuters
В 2016 году EASA сертифицировала модификацию Sukhoi Superjet 100 Long Range (SSJ-100LR). Это позволило представить лайнер с увеличенной дальностью полета зарубежным заказчикам. В 2017 году EASA сертифицировала модификацию самолета с укороченной полосой взлета и посадки
Фото: Коммерсантъ / Юлия Лорис
В 2018 году было анонсировано создание модели Sukhoi Superjet 100R. Доля российских компонентов в новом самолете должна была быть увеличена на 10-15%. В 2019 году название было изменено на Sukhoi Superjet New (SSJ-New). В марте 2022 года Минпромторг заказал подготовку и проведение испытаний самолета SSJ-New. В «Ростехе» заявили, что импортозамещенная на 97% модификация, разработка которой оценивалась в 120 млрд руб., появится к 2024 году. На текущий момент SSJ 100 состоит из импортных деталей примерно на 70%
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
5 мая 2019 года SSJ 100 авиакомпании «Аэрофлот» вылетел из Москвы в Мурманск. Однако через 27 минут после взлета лайнер был вынужден вернуться в Шереметьево из-за технических неполадок. Во время посадки самолет загорелся. На борту находилось 78 человек, 41 из них погиб, 10 были госпитализированы
Фото: Следственный Комитет России
В августе 2019 года мексиканская компания Interjet сообщила о желании отказаться от самолетов. 7 октября глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов заявил, что стороны договорились о продолжении использования лайнеров. Однако в 2020 году эта авиакомпания была ликвидирована
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
В 2020 году был заключен первый контракт на использование SSJ 100 в миротворческих миссиях ООН. На текущей момент самолеты SSJ 100 используются 10 российскими авиакомпаниями. За рубежом самолеты эксплуатируют пограничная служба Казахстана и Королевские ВВС Таиланда. Кроме того, лайнеры используют МВД, МЧС и Специальный летный отряд России. Всего было выпущено более 200 самолетов SSJ 100
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
С 2022 года из-за военного конфликта на Украине против компании «Сухой» ввели санкции ЕС, Соединенные Штаты, Канада, Новая Зеландия и Швейцария. Предприятиям из этих стран запрещено закупать самолеты или поставлять запчасти для их обслуживания. В марте 2023 года СМИ сообщили, что полеты на SSJ 100 могут прекратиться из-за нехватки американских свечей зажигания для моторов
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
В марте 2022 года Минпромторг России заказал подготовку и проведение испытаний импортозамещенного самолета SSJ-New. В «Ростехе» анонсировали, что модификация на 97% запланирована из отечественных компонентов и появится к 2024 году. Ее разработка оценивается в 120 млрд руб.
Фото: Коммерсантъ / Влад Некрасов