«Советую не паниковать»
В белгородском райцентре восстановили первые дома, поврежденные при украинском обстреле
В приграничном городе Валуйки Белгородской области с населением в 30 тыс. человек, где после украинского обстрела в ночь на 16 сентября погиб один человек и пострадало 86 домов, завершается разбор завалов. По словам главы округа, тогда по городу ударили двумя ракетами «Точка-У». Подрядчики завершают снос семи домов и закончили ремонт нескольких зданий, а власти уже предоставили жилье ряду жителей. Но минувшую неделю пострадавшие при обстреле горожане провели у родственников, а возле их разрушенных домов в садах с осыпавшимися фруктами по-прежнему лежат фрагменты разбитых металлоконструкций. Как в Валуйках устраняют последствия обстрела, выяснял корреспондент «Ъ-Черноземье» Олег Мухин.
Улица Школьная, расположенная в 25 км от границы с Украиной, вытянулась от юго-восточной окраины Валуек по направлению к центру города. В ночь на 16 сентября райцентр был обстрелян; система ПВО сработала, но повреждения получили дома на Школьной и электроподстанция, после чего начались проблемы с электро- и водоснабжением.
Глава Валуйского городского округа Алексей Дыбов напомнил, что украинские силовики ударили двумя тактическими ракетами «Точка-У»: «Одна упала на улицу, вторая на подстанцию — точнее, между двух подстанций. Воронка была шесть метров. Повезло, что не попало в стоящую рядом емкость с машинным маслом — могло бы все сгореть. Но электроснабжение было восстановлено быстро: буквально через полтора часа электроэнергия была подана в больницу, а утром ее получили 90% горожан. Сейчас перебоев нет, все восстановлено».
Ровно в середине Школьной среди частного сектора образовалась «поляна» радиусом около 30 м — следствие обстрела и последующего сноса поврежденных зданий экскаватором. Спустя неделю после инцидента часть домов еще стояли неразобранными.
Заборы, сделанные из металлопрофиля, сохранились лишь в нескольких местах: их вырвало из земли и скрутило в причудливые узоры. У кирпичного дома чердак и крыша рухнули вниз, засыпав комнаты. У дома рядом вырвало двери и окна, доски вылетели наружу, а на стенах видны были десятки следов от попаданий осколков. Там, где экскаватор снес несколько домов, на всем участке остался только метровый пень. В нем кто-то из жителей аккуратно закрепил триколор. Рядом к одинокой опоре газовой трубы (самой трубы не было) прислонили часы с иконой.
За работой строителей, разбиравших один из наиболее пострадавших домов, наблюдала его хозяйка — Раиса Чужикова. «Я услышала: бахает и бахает. Нас с супругом спасло то, что у нас нет плит перекрытия, иначе ими бы и задавило. Я встала надеть штаны — и надо мной в окно влетели осколки,— вспомнила она.— Задело и меня, привезли зашивать раны в районную больницу, а там света нет — попали в подстанцию. Шили при фонарике».
Ее соседка Ольга Боброва в момент обстрела дома находилась с братом и двумя детьми. «Мы сразу сориентировались и укрылись, поэтому не пострадали. Дети после первого же моего крика были с одеялами на полу в коридоре вдали от окон — и когда сам взрыв произошел, мы уже были укрыты. Плотные шторы спасли от мелкого стекла. Главное, что мы живы, а с остальным нам помогают,— рассказала она.– Крышу сделали за один день, я удивлена, никаких нареканий. Надеюсь, что скоро будет и тепло».
«Советую тем, кому не повезет попадать под обстрелы, не паниковать — нас это спасло. Вышли на улицу мы только тогда, когда услышали звук подъезжающей техники»,— добавила она. Погибший в Валуйках мужчина получил смертельные ранения, когда вышел посмотреть, что происходит.
Жительница еще одного полностью разрушенного дома, также раненная при обстреле, Оксана Жданова рассказала, что два хозяина домовладений «уже на стадии сделки» по новым помещениям: «Пока проживаем у родственников, но в ближайшие две недели планируем переехать в новый дом на другой улице, который нам разрешили приобрести даже с чуть большей площадью. Все уже хорошо, только теперь боишься громких звуков».
При этих словах над домом низко пролетел боевой вертолет.
На улицу заехал министр ЖКХ Белгородской области Алексей Ботвиньев. По его словам, из 86 пострадавших домов 16 (по состоянию на 23 сентября) подлежали экспертизе: «Но уже по семи получены заключения, что их не восстановить. Либо вместо них будут строиться новые, либо жильцам предоставят другие жилые помещения. Из 18 пострадавших кровель девять было восстановлено за неделю, завершается работа по оконным блокам. Есть поврежденные ограждения, но наша первая задача — закрыть тепловой контур, потом заниматься хозпостройками».
Сумму ущерба он назвать затруднился: «Работаем в авральном режиме, по итогам работ подготовим сметы. Финансирование полностью идет из областного бюджета».
Как уточнил господин Дыбов, семь домовладений за неделю отремонтировали полностью: «Строители продолжают работать и в дожди. Также пострадало 19 автомобилей, из которых семь не подлежат восстановлению. На возмещение деньги уже приходят, была произведена оценка состояния транспорта. Один владелец купил машину семь месяцев назад, мы приобретаем этому человеку новый автомобиль; по остальным либо будут выплачены средства, либо можем приобрести похожий автотранспорт».
По его словам, зимой на Школьной будет выполнена укладка фундаментов, стройка начнется весной, а новые дома закроют пустующий участок улицы к осени 2023 года.