Бюджету понизили планку
Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области согласовали поправки в региональный бюджет на 2022-й и плановый период 2023 и 2024 годов
Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области согласовали поправки в региональный бюджет на 2022-й и плановый период 2023 и 2024 годов. Исходя из проекта, доходы казны уменьшены на 3,7 млрд руб., на столько же снижены и расходы.
Основная задача корректировки бюджета Новосибирской области на ближайшие два года — пересмотр финансирования мероприятий, которые были запланированы ранее. В связи с риском недополучения собственных доходов правительством были сделаны перераспределения по признаку первоочередности.
Также, по словам министра финансов и налоговой политики региона Виталия Голубенко, предусмотрена возможность «распаковки» резервов на индексацию фонда оплаты труда и другие задачи.
В качестве вызовов, с которыми область столкнулась, ведомство называет спад предложений на рынке закупок для государственных нужд, отставание в контрактации и инфляционные колебания.
В целом доходы бюджета на 2022 год прогнозируются в объеме 254 млрд руб., что на 3,7 млрд руб. меньше, чем в 2021-м, расходы — 279,7 млрд руб., что также меньше на 3,7 млрд руб. Дефицит бюджета остается прежним и составит 25 млрд руб.
Корректировки коснулись строительства объектов социального назначения, финансирования территориальной программы госгарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи: большая часть ресурсов направлена на финансирование медпомощи жителям, которые не имеют страховых полисов. Вырос объем обеспечения ремонта и благоустройства, оборудования и оснащения социально-культурной сферы, в том числе на поддержание надлежащего состояния детских оздоровительных учреждений. Уточнена потребность в расходах социального характера (компенсационные выплаты), включая выплаты педагогическим работникам при выходе на пенсию и обеспечение жильем детей-сирот. Изменены расходы на поддержку жилищно-коммунальной отрасли — субсидирование предприятий ЖКХ и капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. Больше средств понадобится на финансирование работоспособности информационных систем и обеспечение безопасности региона. И седьмое направление — уточнение дорожного фонда.
Социальный блок вызвал наибольшее число вопросов. Так, председатель бюджетного комитета Федор Николаев заметил, что по программе строительства фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) произошло удорожание. «Общий рост финансирования строительства ФАПов, исходя из поясняющей записки, составил 78 млн руб. При этом часть объектов будет построена в следующем году. Расскажите, с чем связано удорожание и какие сроки сдачи?» — поинтересовался депутат.
Исполняющий обязанности министра строительства Алексей Колмаков рассказал, что в текущем году изменились нормы строительства, в том числе подходы к оценке и экспертизе. «Из тех ФАПов, которые у нас планировались на этот год из экспертизы вышли только пять объектов и с существенным удорожанием строительства, что обусловлено ростом цен на стройматериалы и дополнительными тратами на геологические и археологических изыскания»,— пояснил чиновник.
Из 45 ФАПов, планируемых к сдаче в 2022-м, 24 введены не будут, сообщил он. «Те ФАПы, где нормальные подрядчики, введем в эксплуатацию в этом году, а те, где не завершены работы по благоустройству или другие сезонные работы, перенесем на следующий и гарантированно их завершим»,— прокомментировал Алексей Колмаков.
Федор Николаев отметил, что на каждый объект проектом бюджета заложено 14 млн руб., при этом разбег удорожания варьируется от 3 до 6 млн руб. «Напоминаю, что строительство учреждений идет в рамках национального проекта. И территория вокруг, и подъезд к зданию должны быть обустроены. Посещение учреждений здравоохранения должно быть удобным, в том числе для маломобильных граждан»,— подчеркнул парламентарий.
Также депутаты потребовали усилить проверку объектов при приемке работ и устранении подрядчиком выявленных недочетов. «На местах строительство идет безобразно. Здание стоит, а территория вокруг — ни в какие рамки»,— пояснил первый вице-спикер регионального парламента Андрей Панферов.
Депутат Сергей Гайдук поинтересовался, на какой стадии реализации находится хирургический корпус в Каргате и что с его проектированием. По информации Алексея Колмакова, в настоящий момент ведется проектирование объекта, на которое в 2022 году заложено 21 млн руб., еще 5 млн руб. — на оплату технологического присоединения.
Предусмотреть финансирование ремонта школ в бюджете следующего года предложил депутат Александр Кулинич.
Вице-спикер областного парламента Ирина Диденко обратила внимание на то, что три школы, которые ранее были запланированы для строительства по концессии, теперь планируется строить в рамках 44-го федерального закона (о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд). Министр образования Сергей Федорчук подтвердил: да, учтено предложение депутатов вести сооружение школ, не применяя схему концессионных соглашений.
Второй вопрос Ирины Диденко касался строительства бассейна СКА в Новосибирске на ул. Воинской, 1. По словам Алексея Колмакова, подрядчик отказался от работ и расторг контракт, до настоящего времени подрядная организация не найдена, несмотря на объявленные конкурсные процедуры. Ассигнования для ремонта бассейна перенесены на 2023 год.
По итогу заседания депутаты рекомендовали правительству Новосибирской области при подготовке проекта закона об областном бюджете на 2023–2025 годы создать отдельный документ с перечнем объектов, реализуемых с использованием механизма государственно-частного партнерства и концессий, а также добавить в него источники финансирования. Парламентарии проголосовали за то, чтобы внести законопроект о поправках в закон «Об областном бюджете Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» на рассмотрение сессии.
К концессии масса вопросов
О том, как сегодня в Новосибирской области реализуются соглашения ГЧП и концессий, депутатам рассказал министр экономического развития Лев Решетников. По словам чиновника, техническая готовность моста, который строится по модели концессии, — 55%, стройка идет. На семь поликлиник, которые также строятся в рамках ГЧП, получены положительные заключения госэкспертизы.
Поликлиника № 2 — на стадии строительства в объеме 36%, № 7 — 39%, клиническая консультационная — 35%. На остальных (поликлиниках № 16, 18, 22) идут подготовительные работы, подрядчик определен, практически со дня на день начнутся строительные работы. На площадке инфекционной больницы ведется монтаж фундамента, металлических конструкций и боксированных отделений. «Это те объекты, по которым на сегодня уже идет стройка. По оставшимся (шесть школ и поликлиника на ОбьГЭС) идет проектирование, завершение которого ожидается в четвертом квартале текущего года»,— пояснил Лев Решетников.
После прохождения госэкспертизы по семи поликлиникам площадь объектов увеличилась и составила 88,1 тыс. кв. м. «Первоначально она была 72 тыс. кв. м. Сроки так же были сдвинуты. Если изначально планировалось на 2023 год, то сейчас — до середины 2024-го»,— пояснил министр. Стоимость их реализации по итогам повторной госэкспертизы с НДС составила 19,5 млрд руб. против 7,8 млрд руб. на момент подписания соглашения. «Это были цены еще 2018 года»,— подчеркнул чиновник. На увеличение стоимости повлияла не только инфляция, но и изменение медико-технического задания. «Сумма возросла до 27 млрд руб. при кредитной ставке в 9%. По факту основная сумма в этом росте — кредитные деньги. Со своей стороны, мы сейчас рассматриваем возможность увеличить сроки и снизить нагрузку на бюджет»,— рассказал он.
Площадь инфекционной больницы также была увеличена на 5 тыс. кв. м, что, по данным ведомства, обусловлено корректировкой медико-технического задания. «Изначально была идея ковидного госпиталя, впоследствии само назначение поменялось довольно существенно — на инфекционную больницу. Сроки постройки тоже были сдвинуты примерно на девять месяцев, потому что сам объект получился больше и серьезнее. Стоимость по итогам госэкспертизы — 13,5 млрд руб. Если рассчитать кредит, возмещение, то получаем 16,5 млрд руб. с учетом процентов банка»,— прокомментировал министр экономического развития. Проект строительства шести школ и поликлиники на ОбьГЭСе не изменился.
Вице-спикер регионального парламента Ирина Диденко заявила, что сроки сдачи поликлиник были не отложены, а сорваны концессионером. В то же время анализ стоимости возводимой поликлиники по ФЗ-44 показывает сумму в полтора раза ниже той, которую называет министерство. «Наши налогоплательщики должны знать, что за эти поликлиники будет заплачено намного больше. Сейчас мы впервые услышали, какие средства внес частный партнер, до этого ответа не получали»,— пояснила депутат.
«Можно ли говорить, что проект соответствует целям 224-ФЗ, по которому формировалось соглашение? В соглашении изменены сроки, стоимость, капитальный грант. Как расценить это с точки зрения защиты конкуренции?» — задала правительству сразу несколько вопросов Ирина Диденко. Все соответствует законодательству — прокомментировала министр юстиции Татьяна Деркач.
Депутаты высказали опасение, не будет ли изъят федеральный грант при продлении сроков строительства школ? Министр экономического развития и министр образования заверили: такие случаи уже бывали, и федеральный грант всегда удавалось перенести.
Парламентарий Николай Машкарин сравнил метраж и стоимость строительства поликлиник и школ. «Строительно-монтажные работы по семи поликлиникам — 12 млрд руб., а шесть школ — 6 млрд руб. С моей точки зрения, воплощенная в железе, бетоне и кирпиче цена не может столь разительно отличаться»,— считает он.
Это первичная цена и после госэкспертизы должна быть примерно сопоставимая стоимость, пояснил Лев Решетников.
Дмитрий Козловский подсчитал: в 2023 году по семи поликлиникам область возместит концессионеру 573 млн руб. «К 2024 году сумма возмещения составит уже 3,4 млрд руб. Итого за два года мы им компенсируем 4 млрд руб. Хотя поликлиники будут готовы только в 2024-м. В целом за 2024 год мы всем концессионерам по всем концессиям заплатим почти 9 млрд руб. и в 2025 году 10,5 млрд руб. А практически половина наказов избирателей в программе стоят на выполнение на 2025 год»,— возмутился депутат.
Первый заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов отметил, что реализация концессионных соглашений будет проходить под пристальным вниманием депутатского корпуса. «Мы работаем с правительством рука об руку. И это один из этапов планомерной работы»,— подчеркнул он.
Депутатами принято решение поддержать инициативу комитета заксобрания по социальной политике о создании рабочей группы, которая разберется в деталях строительства объектов здравоохранения, реализуемого в рамках государственно-частного партнерства. Также решено заслушать на ближайшей сессии регионального парламента информацию о промежуточных итогах концессионных соглашений.
Кроме того, члены комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности в ходе рабочих встреч обсудят вопросы о применении механизмов ГЧП для создания объектов инфраструктуры в Новосибирской области. Результаты будут доложены на октябрьской сессии Законодательного собрания Новосибирской области.
«И школы, и поликлиники, бесспорно, необходимы. И строить их мы будем в любом случае. Но нужен баланс прямых инвестиций и проектов, реализуемых с помощью механизма государственно-частного партнерства, потому что есть программы и проекты, на которые федеральный грант невозможно предусмотреть,— пояснил председатель комитета Федор Николаев.— На мой взгляд, необходимо проводить обоснование инвестиций. Неважно, поликлиника это или школа. Она будет загружена на 100%? Будет ли эффективно использована? На мой взгляд, сам проект лучше делать за средства региона, относительно стройки — это небольшие средства. Зато, получая проект, мы понимаем его стоимость. И понимаем, готовы ли к таким расходам».