«Молодые люди сегодня охотно идут на рабочие специальности»

Интервью

Заместитель министра образования Свердловской области Юрий Зеленов

Заместитель министра образования и молодежной политики Свердловской области Юрий Зеленов

Фото: Марина Молдавская, Коммерсантъ

— Промышленные предприятия не первый год отмечают нехватку кадров. Среди причин они называют падение престижа рабочих профессий. Согласны ли вы с этим мнением?

— Несмотря на распространенное мнение о непопулярности рабочих профессий, молодые люди сегодня охотно идут на рабочие специальности. Так, тенденции последних лет показывают, что контингент обучающихся по программам среднего профессионального образования увеличивается, увеличивается прием на бюджет и растет интерес абитуриентов к внебюджетным программам. В 2022 году конкурс на бюджетное место в среднем составил два человека на место, а по некоторым образовательным программам — четыре-пять человек на место. При этом значительно вырос средний балл при поступлении: сейчас он составляет 4,5, а где-то приближается к 5.

— Когда следует начинать профориентационное образование?

— В качестве хорошего примера можно привести проект «Уральская инженерная школа», инициированный губернатором Евгением Куйвашевым, где обучение начинается в детском саду. Уже тогда дети начинают входить в профессию, в школе они укрепляют базу, расширяют ее, а после совершенствуют в учреждениях среднего профессионального образования. На этом этапе мы имеем подготовленного специалиста. Выпускник может продолжить образование в университете или начать работать по профессии. Это пример хорошей практики, к которой намного лучше стали относиться все, в частности, родители.

— Каковы основные проблемы профориентационного образования?

— Сегодня сложно вызвать интерес детей, которые окружены виртуальной культурой создания быстрых продуктов. Реальный мир рабочих профессий — это ответственность за обучение, освоение рабочих компетенций, ежедневный труд и дисциплина. Это сейчас не очень привлекательные темы для детей, которым часто хочется быстрых заработков, быстрого карьерного роста, малого объема работы.

В том числе на решение этой проблемы направлена «Уральская инженерная школа». Это и цель нового федерального проекта «Профессионалитет», к реализации которого активно привлекаются предприятия — будущие работодатели. В рамках «Профессионалитета» в Свердловской области созданы четыре образовательно-производственных кластера. Они объединяют 11 предприятий и 13 образовательных учреждений.

Нужно, чтобы предприятия больше взаимодействовали с учащимися: приглашали их к себе на площадки и в формате образовательно-индустриальных экскурсий, демонстрировали современное производство, рассказывали о специфике работы и профессиональных перспективах.

— Как именно предприятия помогают региональным властям в подготовке кадров?

— Весь крупный бизнес области погружен в образовательную среду. Компании обновляют материально-техническую базу техникумов и колледжей, совместно с ними реализуют образовательные проекты, привлекают к образовательному процессу практикующих специалистов из компании и сопровождают в качестве наставников перспективных студентов.

Это положительно влияет на качество подготовки специалистов. Если раньше больше внимания уделялось теории, то сегодня большую часть составляет практика. Обучение идет на современном оборудовании, которое не всегда есть даже на действующих предприятиях, а приглашенные работники компаний позволяют организовать для студентов продуктивный обмен практических и теоретических знаний.

Образовательные учреждения откликаются на запросы предприятий. Если компания не может ждать 3-4 года, пока идет подготовка специалистов, и нуждается в кадрах в течение года, то техникумы и колледжи предлагают обучить студентов по коротким программам или дать дополнительное образование, чтобы человек мог освоить смежную профессию. После же организации стараются не терять связи с выпускниками, поскольку некоторые из них могут захотеть вернуться в альма-матер в качестве преподавателей.

Вся лента