Промышленное образование кадров
Как на Урале готовят специалистов для предприятий
Ухудшение ситуации с кадрами отмечают более 8,2% региональных компаний, свидетельствуют результаты опроса Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП). Спрос со стороны работодателей на рынке труда сегодня значительно превышает предложение. Помимо высококвалифицированных кадров уральским предприятиям не хватает представителей простых рабочих профессий. Чтобы избежать дефицита кадров, бизнес использует профориентационные и образовательные программы по подготовке нужных специалистов, в том числе совместно с учебными заведениями и региональными властями.
В последние годы на уральских промышленных предприятиях сохраняются кадровые проблемы. По результатам ежегодного социологического опроса, который проводит СОСПП, доля компаний, у которых не было и нет проблем с кадрами, в конце 2021 года сократилась почти вдвое (с 24,7% до 12,4%), а доля предприятий, у которых ситуация по сравнению с 2020 годом ухудшилась, возросла на 8,2%.
Чаще всего с проблемами сталкиваются крупные предприятия. У 26,7% опрошенных СОСПП представителей промышленной отрасли ситуация с кадрами за год ухудшилась, у 23,3% как была негативной, так и осталась. 42,3% средних предприятий тоже не заметили улучшения ситуации с кадрами. В более выгодном положении малые компании: 21,9% не имели проблем с кадрами, а еще 34,4% удалось решить проблему в прошлом году. В СОСПП объясняют это относительной мобильностью малых предприятий в решении кадровых вопросов.
Истоки проблемы
Ежегодно уральские предприятия предоставляют информацию о своих потребностях в кадрах. Исходя из этого, формируются контрольные цифры приемной кампании ссузах и вузах. По данным заместителя министра образования Юрия Некрасова, общий объем подготовки кадров только по программам среднего профобразования на 2022/23 учебный год составляет более 23,7 тыс. человек, на 2023/24 учебный год — более 24,8 тыс. человек. «При таком большом выпуске наши предприятия все еще ощущают дефицит в работниках. Причинами нередко становятся жизненные обстоятельства: парни после выпуска уходят в армию, а девушки выходят замуж. Это не плохо, это жизнь, и надо ее воспринимать такой, какой она есть»,— пояснил господин Некрасов, признав, что не последнюю роль в кадровой проблеме играет и невысокая зарплата, которую предлагают выпускникам на профильных предприятиях.
Больше всего предприятиям Свердловской области не хватает квалифицированных рабочих — об этом заявили представители 71,1% крупных промышленных предприятий. Нехватка специалистов среднего и высшего уровня составляет 34% и 33% соответственно. В руководителях нуждаются 11,3% компаний, в административных работниках — 5,2%. Так, «Русалу» нужны металлургии, механики, энергетики. ТМК требуются рабочие профессии высоких разрядов: станочники, вальцовщики, электромонтеры, подручные сталевара. УГМК в первую очередь нуждается в технических специалистах — экспертах по горной добыче, цветной металлургии, геологоразведке, повышению операционной эффективности, компании также интересны специалисты для реализации крупных инвестиционных проектов — бюджетировщики, планировщики, проектировщики, строители.
«Падение популярности и как следствие снижение числа выпускников технических вузов в 2000-х годах привели к естественному вымыванию высококвалифицированных кадров по возрастному фактору: “старая гвардия” уходит на пенсию, а приток новых специалистов просто не способен быстро удовлетворить растущие потребности производственных и научно-технических компаний»,— считает заместитель директора по управлению персоналом группы «Синара» Алексей Соснин.
Среди других причин участники рынка называют отток трудовых мигрантов и миграцию молодежи. По мнению пресс-службы «Русала», на дефиците кадров сказались недоработки предприятий в популяризации рабочих профессий и в профориентационной деятельности. «Десять лет назад среди молодежи были популярны профессии гуманитарной направленности: юристы, экономисты и другие. Тогда учебные заведения снизили контрольные цифры приема по профессиям промышленной направленности, поэтому готовить специалистов стало негде и некому. В последние же годы в топе интернет-маркетологи, SMM-специалисты и блогеры. Сейчас идет активное продвижение и поддержка IT-специальностей»,— посетовали в компании.
Программы спасения
«Вопрос развития кадрового потенциала промышленных предприятий не теряет своей актуальности в условиях меняющейся конъюнктуры рынка. Повышение инвестиционной привлекательности региона за счет наличия качественного кадрового ресурса для запуска новых и обеспечения действующих производств — основная цель, которая стоит перед органами госвласти, заказчиками на подготовку кадров и системой образования»,— подчеркнули в департаменте информационной политики Свердловской области.
Обучение специалистов, по словам Юрия Зеленова, ведется на современном оборудовании, которое «порой не всегда есть на действующих предприятиях». Для этого в регионе на базе учебных заведений создано 159 мастерских. В будущем их количество планируется увеличить, в частности еще 15 мастерских будут открыты в 2023 году. «Пока не в каждом техникуме и колледже есть подобные мастерские. Однако в области есть образовательные организации, где расположено по 4-5 мастерских. Это направление будет развиваться, со временем мы придем к полному переоснащению учебных заведений»,— подчеркнул господин Зеленов.
Помимо этого, в Свердловской области проводятся конкурсы профессионального мастерства «Славим человека труда!». Перечень номинаций ежегодно формируется с учетом наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий. «Целью проекта является формирование в обществе уважительного отношения к труду, популяризация рабочих специальностей, а также возрождение конкурсов профессионального мастерства и института наставничества»,— пояснили в департаменте информполитики. В 2022 году было проведено 12 областных конкурсов профессионального мастерства. Победители получили денежные вознаграждения: 55 тыс. руб. — за первое место, 45 тыс. руб. — за второе место, 30 тыс. руб. — за третье место.
К обучению подошли корпоративно
По данным СОСПП, трети уральских предприятий в 2021 году удалось решить кадровые проблемы — это на 9,3% больше, чем в 2020 году. Среди традиционных и эффективных инструментов: проведение практик и стажировок для студентов, заключение договоров целевого обучения, выплата именных стипендий, реализация программ наставничества и повышение престижа рабочих профессий.
В ТМК считают, что профориентационная работа имеет большое социальное значение: «Благодаря этой деятельности разрушаются стереотипы о рабочих специальностях. Ребята не боятся идти на производство, так как понимают перспективы развития, обучения и карьерного роста, которые может открыть перед ними крупная компания». Большинство крупных уральских предприятий практикуют трехуровневую программу по профориентационной работе, охватывая все ступени образования. Чтобы сформировать у подростков интерес к рабочим профессиям и инженерным специальностям, компания проводит экскурсии, во время которых знакомит школьников с производственными процессами, показывает высокие технологии современных промышленных отраслей, высокий уровень автоматизации процессов и улучшение условий труда.
УГМК в 2021 году запустила «Инженерную школу УГМК», в рамках которой ученики 7–11 классов могут дополнительно заниматься по основным школьным предметам с лучшими преподавателями России, участвовать в конкурсах и проектных сменах. ТМК разработала для младшеклассников серию профориентационных мультфильмов, которые помогают детям сформировать представление об основных профессиях.
В рамках сотрудничества с ссузами и вузами уральские предприятия рассказывают о возможностях для молодых сотрудников, привлекают студентов на стажировки и практики с последующим трудоустройством, разными способами знакомят учащихся с производством. В последнее время взаимодействие бизнеса и образовательных учреждений развивается в рамках федерального проекта «Профессионалитет», когда работодатели поддерживают талантливых студентов и модернизируют материально-техническую базу учебных заведений.
При этом предприятия создают собственные образовательные программы и даже образовательные онлайн-платформы. Так, «Русал» создал корпоративный карьерно-развивающий портал Univer для школьников и студентов. На платформе есть разнообразные образовательные курсы — от компьютерной грамотности до развития softskills. Она также используется для дистанционного обучения сотрудников компании с помощью электронных учебных курсов, тестов, тренингов, вебинаров, видеоуроков.
Еще одним инструментом решения кадрового дефицита являются корпоративные университеты. Технический университет УГМК, например, стал для компании центральным звеном в системе развития и продвижения персонала. Он обеспечивает кадровую безопасность компании на годы вперед, формируя пул кандидатов, максимально адаптированных к УГМК за время обучения.
Корпоративный университет ТМК2U представляет собой экосистему, которая позволяет сопровождать любой проект компании от подбора людей до создания единого информационного пространства. «Помимо обучения ТМК2U отвечает за формирование методологии и контроль реализации процессов подбора, в том числе профориентации, а также адаптации, оценки и аттестации, работы с управленческим резервом. Кроме того, ТМК2U занимается выявлением талантов и развитием корпоративной культуры через общекорпоративные ежегодные мероприятия»,— уточнили в компании, подчеркнув, что в том числе благодаря корпоративному университету более 90% предприятий ТМК достигли целевого показателя укомплектованности в 99%.
«Компании заинтересованы, чтобы адаптация новых сотрудников была эффективной, и они смогли приступить к самостоятельной работе в кратчайшие сроки. Для этих целей на предприятиях создаются учебные центры и полигоны, действует система наставничества, реализуются различные программы по обучению и развитию персонала»,— сообщил Алексей Соснин.
На базе учебного центра Уральского алюминиевого завода (УАЗ, входит в «Русал») реализуются проекты по повышению квалификации, перепрофилированию и переподготовке, актуализации профессиональных знаний. У УГМК 26 учебных центров, на базе которых идет подготовка персонала по рабочим профессиям в соответствии с потребностями производства. С этого года в компании внедрили новую систему адаптации персонала — при трудоустройстве вручаются «наборы новичка», который способствует «максимально быстрому погружению в жизнь УГМК». В учебном центре «Русского хрома 1915» (входит в Midural Group) можно обучиться 80 рабочим профессиям или повысить квалификацию. При этом на заводе отмечают рост интереса к рабочим специальностям на 20%. «Многие наши сотрудники начинали карьеру с рабочих профессий и сегодня руководят подразделениями и цехами. Мы предоставляем возможность получить высшее и средне-профессиональное образование работникам завода, их детям, а также выпускникам школ, студентам колледжей и техникумов»,— добавил директор «Русского хрома 1915» Андрей Климанский.
Рыночные тенденции
«Сегодня на рынке труда cпрос выше предложения. Людей в возрасте 20–30 лет, начинающих трудовую деятельность, в ближайшие 10 лет будет около 7 млн против 12 млн сейчас. Это серьезный вызов для экономики и риски недоукомплектованности штата прежде всего для трудоемких отраслей»,— обеспокоены в ТМК. Кроме того, за последние два года рынок труда претерпел сильные изменения: пандемия COVID-19, снижение привлекательности рабочих профессий, запуск крупных проектов у компаний-конкурентов. «Все это привело к настоящей борьбе за квалифицированные кадры на рынке труда. Сейчас уже кандидаты выбирают компании, имея по несколько предложений о работе на руках, а не наоборот, как было несколько лет назад»,— пожаловались в УГМК. В ТМК отмечают, что укомплектовать предприятия специалистами массовых рабочих профессий стало сложнее, несмотря на готовность людей переучиваться и менять профессиональную среду. «Теперь мы конкурируем за специалистов практически с любыми производствами — аграрными, машиностроительными и другими»,— пояснили в компании.
Для эффективного привлечения работников, признают участники рынка, нужно обеспечивать высокие стандарты безопасности труда, достойную зарплату, расширенный социальный пакет и комфортные условия труда. «В современном бизнесе нужно быстро бежать вперед, чтобы оставаться на месте, а чтобы расти и развиваться, нужно бежать вдвое быстрее»,— подчеркнули в УГМК.