Корабелов позвали на судебную вахту

С «Красного Сормова» требуют компенсацию за сломавшийся сухогруз

Нижегородский судостроительный завод «Красное Сормово» в суде пытается доказать, что на нем нет вины за поломку винто-рулевой колонки сухогруза «Пола Мария». Судно было построено для судоходной компании «Пола Райз», во время эксплуатации у него случилась серьезная поломка. Судовладелец за свой счет отремонтировал сухогруз и требует с судостроителей 28 млн руб. и почти $600 тыс. компенсации. На «Красном Сормове» считают, что не виноваты в поломке импортного оборудования Schottel. Суд назначил техническую экспертизу, а судостроители в случае проигрыша хотят судиться с немецким производителем, что в условиях санкций будет непросто.

Суд выясняет, чья вина в аварии на сухогрузе проекта RSD59

Фото: Андрей Репин, Коммерсантъ

Судоходная компания «Пола Райз» пытается в арбитражном суде взыскать с нижегородского судостроительного завода «Красное Сормово» 28,6 млн руб. и $594,3 тыс. за поломку оборудования на сухогрузе «Пола Мария». Спущенное на воду в январе 2020 года судно было третьим в серии из 11 судов проекта RSD59, построенных заводом «Красное Сормово» по заказу Государственной транспортно-лизинговой компании (ГТЛК). «Пола Райз» стала эксплуатантом теплохода, у которого в 2021 году сломалась винто-рулевая колонка на левом борту.

В компании «Пола Райз» рассказали, что с полученными повреждениями судно не могло эксплуатироваться дальше. Судовладелец за свой счет отремонтировал сухогруз и сейчас хочет возместить свои затраты.

ООО «Пола Райз» зарегистрировано в Санкт-Петербурге в 2015 году. Владельцем 33,33% акций компании является Ришат Багаутдинов. Остальные 66,67% принадлежат кипрской компании Capstans Holding Limited. Генеральным директором «Пола Райз» является Альберт Выговский. Компания специализируется на экспортно-импортных перевозках навалочных, генеральных и проектных грузов. По итогам 2021 года выручка компании составила почти 6,6 млрд руб., чистая прибыль — 1,57 млрд руб.

«Мы понесли все расходы по ремонту судна, включая убытки от его простоя, которые также включены в сумму предъявленного иска. Верфь отказывается признать случай гарантийным, настаивая на эксплуатационной природе повреждений. Мы считаем произошедшее событие гарантийным случаем и требуем возмещения понесенных убытков в полном объеме», — сообщили в судоходной компании.

В «Пола Райз» согласны и на урегулирование спора по мировому соглашению, если судостроители возместят расходы и убытки. Привлеченная в спор третьим лицом ГТЛК в полном объеме поддержала требования истца.

На «Красном Сормове» с иском не согласны. По словам генерального директора завода Михаила Першина, производителем винто-рулевой колонки, установленной на сухогруз «Пола Мария», является немецкая компания Schottel. На завод колонка поступила полностью собранной, а корабелы просто установили ее на строящееся судно. Поэтому претензии по качеству оборудования необходимо предъявлять не судостроительному заводу, а производителю оборудования.

Эту позицию судостроительный завод намерен до конца отстаивать в суде, а в случае проигрыша может подать регрессный иск к компании Schottel. «Обязательно это сделаем, хотя понимаем, что в современных экономических и политических условиях сделать это будет очень сложно», — уточнил господин Першин.

Чтобы выяснить реальные причины отказа винто-рулевой колонки, компания «Пола Райз» попросила назначить судебно-техническую экспертизу и в счет ее оплаты внесла на депозит суда 750 тыс. руб. В качестве эксперта был привлечен эксперт Аскольд Шебарский из петербургской компании МПКБ. Планировалось, что исследование будет закончено до 21 сентября, но эксперт дополнительно запросил у завода «Красное Сормово» и ООО «Пола Райз» почти 50 наименований различных судовых документов и комплектов чертежей, связанных с производством, испытаниями и эксплуатацией сухогруза «Пола Мария».

Разбирательство этого спора продолжится в ноябре.

Андрей Репин, Роман Рыскаль

Вся лента