Болевая кухня
На фоне мобилизации пермяки стали реже ходить в рестораны
Пермские рестораторы фиксируют, что после начала мобилизации среди посетителей заведений стало заметно меньше «молодых мужчин социально активного возраста». Эксперты считают, что с серьезным снижением трафика и выручки могут столкнуться бары и клубы, куда обычно ходит молодежь – молодые мужчины призывного возраста.
В сентябре в кафе и ресторанах Перми сократилась посещаемость, сообщили «Ъ-Прикамье» опрошенные рестораторы. Директор холдинга «Национальная кухня» («Хуторок», «Компот», «Пельменная», Porta, «Mao Tao» и другие) Олег Поляков рассказал, что после объявления о частичной мобилизации в заведениях группы снизилось число посетителей и их средний чек. «У всех, наверно, это произошло. Пока все это длится пару недель (после объявления о частичной мобилизации 21 сентября.— «Ъ-Прикамье»), то есть мы анализ провести пока не можем. Снижение есть, но насколько — будем понимать в конце месяца»,— пояснил Олег Поляков.
Применять какие-то дополнительные меры для привлечения посетителей в «Национальной кухне» не собираются. «Действуем как обычно, стараемся готовить еще вкуснее и обслуживать еще лучше»,— заметил директор холдинга. При этом господину Полякову не известно о случаях, когда в связи со спецоперацией на Украине посетители ресторанов украинской кухни «Хуторок» отказывались бы от блюд заведения.
Источник на пермском рынке общепита, пожелавший остаться анонимным, на текущий момент не видит серьезных изменений в отрасли. «Правда, стали отменять запланированные на ближайшие недели корпоративные мероприятия. Но их в это время года и так всегда немного, так что сильного удара по финансовым показателям заведений это пока не наносит»,— заметил собеседник «Ъ-Прикамье».
Владелец ресторана «Одесса» Феликс Садыков говорит, что уменьшение числа гостей в последние дни наблюдается, но насколько точно, оценить затрудняется. Он пояснил, что на снижение трафика влияет еще и сезонный фактор — прекращение работы летников.
«Но очевидно, что следует ожидать снижения количества посетителей, так как часть пермяков призвали на службу, а часть жителей города уехали, чтобы этого избежать. Наше заведение вряд ли сильно это почувствует, так как его аудитория — это люди более старшего поколения. А вот бары и клубы, куда обычно ходит молодежь, могут столкнуться с серьезным снижением трафика и выручки»,— отметил владелец «Одессы».
«Мы и другие заведения, у которых они есть, всегда испытываем ощутимое снижение числа гостей и дохода в начале осени, особенно, если лето было таким удачным с точки зрения погоды, как в этом году»,— говорит ресторатор Олег Ощепков. В то же время, по его наблюдениям, «молодых мужчин социально активного возраста» среди посетителей после 21 сентября стало заметно меньше.
Вместе с тем бизнесмен уже готов к изменениям на рынке. «Когда аудитория, за которую ты борешься, становится меньше, это требует от предпринимателя еще большей активности. С одной стороны, придется жестче контролировать расходы, с другой — нужно будет интенсивнее выстраивать коммуникацию с аудиторией, чаще обновлять меню и предлагать людям что-то поинтереснее»,— поделился Олег Ощепков.