Воздух малой Родины
Башкирия входит в 12 пилотных регионов, где будут созданы карбоновые полигоны— специальные территории, на которых должны разрабатываться технологии контроля углеродного баланса. Благодаря таким полигонам власти страны рассчитывают добиться снижения уровня выбросов парникового газа в атмосферу. Вместе с тем экологи полагают, что значительного эффекта от очередных исследований не будет, а финансировать нужно конкретные природоохранные мероприятия.
В июле 2021 года в России был принят федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов». Документ устанавливает для производств квоты на выбросы в атмосферу парникового газа и ответственность за их превышение. Отчитываться об объемах выбросов компании начнут с 1 января 2023 года.
Власти Башкирии, после того как закон был принят, заявили, что регион намерен достичь так называемой углеродной нейтральности к 2030 году. Об этом, в частности, говорил экс-руководитель администрации главы Башкирии Александр Сидякин на пленарном заседании Российского энергетического форума в Уфе. Тогда он заметил, что углеродная нейтральность особенно актуальна для республики из-за того, что здесь большое количество химических и нефтехимических предприятий, загрязняющих атмосферу.
В 2021 году глава республики Радий Хабиров предложил включить Башкирию в число пилотных регионов России, в которых будут реализовывать проекты по разработке и испытанию технологий контроля углеродного баланса. Эти проекты предполагают создание карбоновых полигонов — территорий «с репрезентативными рельефом, структурой растительного и почвенного покрова, созданными для реализации мероприятий, направленных на развитие научного, кадрового и инфраструктурного потенциалов в области разработки и испытаний технологий контроля баланса климатических активных газов природных экосистем».
«Евразийский карбоновый полигон» в Башкирии включает в себя семь участков, находящихся в разных климатических зонах. Их общая площадь превышает 11,5 тыс. га. Территории подбирались так, чтоб на них были представлены разные виды растительности. Так, на участке в Уфимском районе преобладают пашня и смешанный лес в Уфимском районе, в Давлекановском районе — болотный комплекс и ковыльная степь. Участки также находятся в Мишкинском районе, на берегу Павловского водохранилища и на территории геопарка ЮНЕСКО «Янган-Тау» в Салаватском районе.
На этих участках проводят мониторинг температурно-влажностного режима и оценку потоков парниковых газов.
В марте текущего года сообщалось, что общий объем инвестиций в реализацию проекта превышает 700 млн руб., более половины этой суммы должны были вложить местные предприятия.
G обратился в минэкологии и правительство Башкирии с просьбой разъяснить источники финансирования и объемы уже освоенных средств, однако ответов на запрос не последовало.
Экология и вузы
По словам советника главы Башкирии по вопросам науки Руслана Кызыханова, на башкирском карбоновом полигоне «предусмотрена широкая научная программа, включающая разработку и апробирование методов мониторинга парниковых газов, разработку технологий улавливания и депонирования парниковых газов». Предполагается, что здесь будут разрабатывать и тестировать сразу 12 вариантов технологий сокращения выбросов и увеличения поглощения парниковых газов.
Оператором полигона стал Уфимский государственный нефтяной технический университет. В августе 2022 университет создал «Центр экосистемных технологий УГНТУ», который, как отмечают в самом УГНТУ, будет заниматься ликвидацией отходов в целях декарбонизации и рекультивацией загрязненных территорий. Например, отходы птицефабрик будут перерабатываться в удобрения для лесов, а на территориях, где были разливы нефтепродуктов, после очистки будут высаживаться деревья для поглощения парниковых газов.
«В мае этого года представители УГНТУ приняли участие в лесоклиматической программе компании СИБУР «Зеленая формула», а на территории БСК рассматривают проект утилизации парниковых газов промышленных предприятий. Ряд разработок и мероприятий по данному направлению УГНТУ ведет в рамках стратегического проекта «Технологии декарбонизации» федеральной программы «Приоритет-2030», — рассказала директор Центра технологий декарбонизации УГНТУ, доктор геолого-минералогических наук Лариса Белан.
Помимо УГНТУ, реализацией проекта занимаются аграрный университет, УФИЦ РАН, Башкирская содовая компания, «Газпром нефтехим Салават» и НИПИ «Петон».
Как отмечают в БСК, участие в реализации подобного климатического проекта является «одной из основных экологических инициатив» предприятия, поскольку улучшение экологической обстановки в регионе прописано в стратегической программе развития БСК.
«С помощью улавливателей углекислого газа — это важное сырье при производстве кальцинированной соды— предприятие планирует возвращать СО2 в производственно-хозяйственный оборот. Это, в свою очередь, положительно скажется на экологической обстановке республики», — заявляют в пресс-службе компании.
Генеральный директор БСК Эдуард Давыдов также отмечает, что для предприятия важно создавать углеродные квоты, «чтобы оставаться конкурентоспособным на европейском рынке».
Мнение экспертов
Экономист Всеволод Спивак вместе с тем отмечает, что в нынешних геополитических и экономических условиях вопрос развития карбоновых полигонов не настолько актуален, чтобы вкладывать в него крупные суммы.
Председатель союза экологов Башкирии Александр Веселов полагает, что тратить деньги сегодня нужно на конкретные природоохранные мероприятия, а не на исследования. «Все давно уже исследовано, есть шесть докладов ООН, доказывающих, что глобальное потепление идет катастрофическими темпами, последствия происходят уже необратимые. По последним данным, в Арктике появились метановые озера, возникшие из-за быстрого таяния мерзлоты. От того, что мы тут будем что-то исследовать, ничего не изменится», — уверен он. Господин Веселов считает, что деньги, которые будут потрачены на карбоновый полигон, следовало бы отдать минлесхозу республики, чтоб «они восстанавливали хвойные леса, от которых гораздо больше пользы».
Отметим, что снижение углеродного следа — это один из вопросов глобальной повестки и одна из целей устойчивого развития, и местные производства занимаются этим и вне проекта карбонового полигона. Так, например, мероприятия по сокращению объема выбросов уже проводит «Башкирская генерирующая компания». Как отмечают в пресс-службе БГК, за 1990–2021 годы компании удалось сократить объемы выбросов парниковых газов на 44%. Сейчас для снижения углеродного слоя БГК использует преимущественно газообразное топливо «для выработки электрической и тепловой энергии». Помимо этого, БГК постепенно переходит на газотурбинные и парогазовые технологии. «Газотурбинные установки имеют более низкий удельный расход топлива при выработке электроэнергии, что обеспечивает снижение выбросов парниковых газов, а также других загрязняющих веществ в атмосферу. Эти технологии были реализованы на ГТЭС «Сибай», которая входит в состав Зауральской ТЭЦ, а также на Уфимской ТЭЦ-2 и Затонской ТЭЦ», — сообщили Guide в пресс-службе компании.
За счет модернизации оборудования БГК к 2026 году рассчитывает снизить удельные выбросы парниковых газов на 2,8 %, а объемы валовых выбросов парниковых газов к 2030 году сократить на 109 тыс. тонн в год по отношению к уровню 2021 года.
«Башнефть» также реализует в Башкирии и других регионах присутствия компании природоохранные проекты. Так, например, для сохранения природного баланса компания занимается системным озеленением. В «Башнефти» отмечают, что в регионах производственной деятельности уже высадили более 3,6 млн саженцев хвойных пород на площади более 900 га. Помимо этого, предприятие реализует проекты по повышению полезного использования попутного нефтяного газа, безопасной утилизации промышленных отходов, рекультивации земель и повышению надежности трубопроводов. На это за первое полугодие текущего года было направлено более 2,7 млрд руб.