Иногда они возвращаются
Про ренессанс супермоделей 1990-х
В последние месяцы модная индустрия переживает настоящий бум супермоделей прошлого — кажется, что вернулись все: от Синди Кроуфорд до Линды Евангелисты. «Коммерсантъ Стиль» выясняет причины.
На недавней Нью-Йоркской неделе моды в финале показа Fendi весь зал аплодировал стоя, в том числе сидевшие в первых рядах Ким Кардашьян, Сара Джессика Паркер и Кейт Мосс. И дело не в том, что показ был знаковым, посвященным 25-летию сумки Baguette. На подиум после шестилетнего затворничества вышла 57-летняя Линда Евангелиста — сияющая, элегантная, в плаще цвета тиффани и с той самой серебряной сумкой-«багетом». Это ее первое появление на публике после инцидента c неудачной процедурой CoolSculpting, обезобразившей ее на несколько лет. Теперь Линда чудом восстановилась и не собирается оставлять модельный бизнес.
И не только Линда. Под девизом «Later we are greater» в этом году на подиумах снова блистают супермодели 1990-х: весной на Парижской неделе моды была замечена Аризона Мьюз, уже пять лет как оставившая модельную карьеру (она появилась на подиуме Prada), а муза Марка Джейкобса Джессика Стам (ей он посвятил IT-сумку Stam) стала главной фигурой показа MaxMara. Звезды 2000-х Наташа Поли, Мальгозия Бела, Исабели Фонтана, Кармен Педару тоже порадовали фанатов своим возвращением.
А в начале марта, как мы помним, произошло грандиозное воссоединение Синди Кроуфорд, Хелены Кристенсен, Эмбер Валетты и Наоми Кэмпбелл. Они вышли на показе Off-White AW22, чтобы отдать дань Вирджилу Абло, основателю бренда и креативному директору мужской линии Louis Vuitton, которого не стало в ноябре прошлого года. В последний раз такой масштабный reunion происходил пять лет назад на показе Versace: супермодели вышли под овации и песню Джорджа Майкла «Freedom». Донателла Версаче хотела воссоздать атмосферу легендарного показа 1991 года, когда они так же вместе шли по подиуму, а в первом ряду им аплодировал сам певец.
Три года назад показ Versace закрывала 50-летняя Дженнифер Лопес в культовом «тропическом» The Dress. Versace продолжает удивлять: в сентябре на Миланской неделе моды шоу завершилось выходом Пэрис Хилтон в образе «ретро-Барби» и розовых шпильках. На сентябрьском показе Tod`S в рамках Миланской недели моды юных моделей потеснили 52-летняя Наоми Кэмпбелл и 54-летняя Карла Бруни. У Наоми этот день вообще выдался загруженным: несколькими часами ранее она дефилировала на показе Boss. Кейт Мосс на шоу Bottega Veneta показала, что находится в отличной форме и может соперничать со своей дочерью-моделью Лилой Мосс. Но больше всех дала жару 76-летняя Шер, которая вышла на шоу Balmain в облегающем комбинезоне из латекса. Ждем дефиле Мадонны на показах Jean Paul Gaultier, как когда-то в 1990-е: возвращение знаковых селебрити в публичное поле тоже один из ярких трендов последнего времени.
Супермодели снова задействованы не только на подиумах, но и на обложках глянцевых изданий и в рекламных съемках. В феврале этого года в кампании Victoria`s Secret приняла участие Шалом Харлоу, канадская супермодель 1990-х. А известное модельное агентство The Lions, расставшись с Ириной Шейк, заключило контракт с Кристен Макменами, известной в прошлом американской андрогинной моделью. Она успела появиться на обложках британского Vogue и Perfect Magazine и в рекламной кампании Gucci — не так плохо для 57-летней звезды. А 67-летняя Иман в этом году снялась для обложки юбилейного номера W Magazine.
С чем связан ренессанс супермоделей? Наталья Долгополова, основательница модельного агентства Baza Model, уверена, что это во многом маркетинговый ход. «Думаю, это способ в наше непростое время привлечь внимание к высокой моде. Всем интересно, как сейчас выглядят супермодели, в какой они форме, сколько сделали операций и инъекций, постарели ли. Их появление на подиуме вызывает некий хайп, который сейчас так нужен индустрии». При этом Долгополова считает, что «возрождение» российских супермоделей 1990-х — Ольги Пантюшенковой, Людмилы Исаевой и других — маловероятно. Контекст для этого сейчас явно неподходящий.
Но, возможно, дело не только в хайпе и маркетинге. Персональный стилист Екатерина Солерова, которая работала для рекламных кампаний Maybelline New York c блогером Натальей Османн и певицей Ритой Дакотой, уверена, что в непростые времена людям особенно нужна опора, и концепт вечной красоты — одна из них. «Когда зрители видят на подиуме и обложках великих моделей 1990-х, то они понимают, что история циклична, а женщины, считавшиеся прекрасными 30 лет назад, прекрасны и полны сил до сих пор, они дадут фору моделям нового поколения. Это вдохновляет и дает надежду».
Сама Синди Кроуфорд в недавнем интервью W Magazine сформулировала это так: «Быть моделью — все равно что быть спортсменом. Это навык, который с годами становится только лучше. Я прекрасно знаю, что выгляжу не так, как в 25 лет, но сейчас у меня есть опыт и уверенность в себе, которых тогда не было. А главное, я действительно наслаждаюсь тем, что делаю».