«Усадьба была магнитом для светской знати»
Петр Воронков — об Ольгово
Обозреватель “Ъ FM” Петр Воронков рассказывает о лучших и худших годах поместья Апраксиных, которое в свое время стало культурным центром.
Сегодня Ольгово — одна из самых богатых когда-то и красивых усадеб Подмосковья. Легендарное поместье Апраксиных с огромным парком, прудами, каждый из которых имел название «воробей» — Белый, Малиновый, Черный. Также здесь были Храм добродетели, Триумфальная арка, обелиски, Турецкая мечеть, беседки, фонтаны. В своем имении Апраксины старались создать атмосферу взаимодействия гения природного и человеческого.
Итальянский архитектор и художник Франческо Кампорези после строительства Екатерининского дворца утверждал свой талант именно здесь. В свои лучшие годы усадьба была магнитом для светской знати. В гости сюда, в Ольгово, съезжалось до тысячи человек. Проводились игры, охоты, балы, званые обеды. Приглашались именитые гости: поэты, писатели, актеры, драматурги, государственные деятели. Отдельная история — это, конечно, театр крепостных. Хотя этим крепостным завидовали многие вольные: они получали жалование и жили в полнейшем достатке.
Вообще у Апраксиных было два театра — один в Москве в доме на Знаменке и один здесь, в Дмитровском уезде, где итальянец Кампорези весь правый флигель спроектировал под театр. На сцену выпускали ручных оленей, когда нужно, лаяли собаки. Наряду с крепостными актерами здесь играли знаменитые профессионалы: дебютировал Мочалов, выступала знаменитая француженка Жорж.
Апраксины мечтали, что бы их усадьба стала культурным центром всего Подмосковья, и у них получилось. С одной оговоркой — с тех пор прошло 200 лет. Усадьбу запустили, забросили, забыли. Разговор о восстановлении, реставрации федерального памятника культуры ведется многие годы. Однако почти ничего не меняется. Обещания остаются обещаниями, а руины — руинами. И это как-то очень обидно.