Адвокатная очередь
Защитников по уголовным делам зовут в военкоматы
В Прикамье и Свердловской области зафиксированы первые случаи направления повесток в рамках частичной мобилизации действующим адвокатам. Собеседники «Ъ-Прикамье» говорят, что знают о двух таких фактах. Один из адвокатов явился в военкомат, но на военную службу его призывать не стали из-за выполнения плана по количеству мобилизованных. В адвокатском сообществе говорят, что, скорее всего, статус отправленных на службу адвокатов будет приостанавливаться на весь ее срок. Мобилизуемым предлагается добровольно подавать заявления об этом, а также расторгать соглашения с клиентами. Одни эксперты считают, что вынужденная смена защитника не является исключительной ситуацией. Другие предполагают, что в ряде случаев это может привести к некачественной защите.
В Пермском крае и Свердловской области военкоматы направили повестки о призыве на военную службу в связи с мобилизацией как минимум двух адвокатам, рассказали сразу несколько их коллег. «Ъ-Прикамье» известны их имена, но источники просили не упоминать данные этих адвокатов. По словам собеседников, один из них получил повестку, после чего адвокатское сообщество объявило сбор средств для его экипировки. «Он добровольно явился в один из пермских военкоматов, но забирать его на военную службу не стали, поскольку план по мобилизации выполнен,— рассказывает источник.— В итоге человеку предоставили отсрочку, предложив, в случае необходимости, явиться по новому требованию». О другом адвокате «Ъ-Прикамье» известно, что ранее он проходил военную службу по призыву.
Частичная мобилизация в Прикамье началась в рамках исполнения указа президента от 21 сентября. Точное количество лиц, привлекаемых на военную службу, неизвестно. Первый эшелон с мобилизованными отправился в учебный центр 26 сентября. Мобилизованных из Прикамья направляют в учебные центры в Елани и Тюмени. Сроки частичной мобилизации указом не установлены.
Собеседник «Ъ-Прикамье», близкий к руководству адвокатской палаты Пермского края, говорит, что пока организации не известно о фактах отправки адвокатов из региона на военную службу. По его словам, каких-либо жалоб от ее членов в связи с мобилизацией пока не поступало. Также он отметил, что Федеральная палата адвокатов РФ обратилась в правительство России и Минюст за соответствующими разъяснениями указа о частичной мобилизации. Источник не исключил, что если адвокаты все же будут отправляться на военную службу, то советам региональных палат, возможно, придется на этот период приостанавливать статус коллег. «Это необходимо хотя бы для того, чтобы освободить их от уплаты ежемесячных взносов в палату и коллегии, в которых состоят адвокаты,— пояснил он.— Но пока однозначного решения о том, что делать в таких случаях, нет, поскольку ни с чем подобным наше сообщество еще не сталкивалось. Однако при любом развитии событий права и интересы коллег должны быть максимально защищены».
Пока что алгоритм действий адвокатов при призыве на военную службу дан в рамках рекомендаций. Так, адвокатская палата Краснодарского края в этом случае предлагает своим членам самостоятельно обратиться в организацию с заявлением о приостановлении статуса в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Последний предполагает приостановку статуса в связи с призывом на военную службу.
Адвокатам рекомендуется также расторгнуть имеющиеся соглашения с доверителями в письменной форме, максимально соблюдая их интересы. Если защитники участвуют в процессах по назначению, то им предлагается сообщить в палату и комплексную информационную систему адвокатуры России о невозможности осуществлять свою профессиональную деятельность с указанием номеров конкретных уголовных дел.
Член адвокатской палаты Москвы Валерия Аршинова, по данным газеты «Адвокатская улица», опубликовала в соцсети обращение о возможном влиянии частичной мобилизации на профессию. По ее данным, большинство адвокатов в России — это мужчины призывного возраста. Поэтому их призыв на военную службу доставит серьезные проблемы доверителям, поскольку женщины не смогут справиться с имеющимся объемом юридической помощи.
Партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин говорит, что вынужденная смена защитника из-за непредвиденных обстоятельств не является исключительной ситуацией. «На мой взгляд, и доверитель, и адвокат всегда должны иметь план Б на случай выбытия адвоката из дела. Адвокат — живой человек, и может не только попасть под частичную мобилизацию. Он может еще заболеть, умереть, иным способом выбыть из дела. Поэтому надо всегда иметь резервного представителя, безотносительно мобилизации и иных обстоятельств»,— считает эксперт.
Партнер юридической фирмы «Сотби» Владимир Журавчак полагает, что статус мобилизованных адвокатов будет приостанавливаться, а в случае их смерти или нетрудоспособности — прекращаться. «Наличие действующих соглашений с доверителями по уголовным делам вряд ли даст им иммунитет или отсрочку, кроме разве что случаев начавшегося судебного разбирательства, и то лишь до его окончания,— рассуждает эксперт.— С точки зрения государства право на защиту может быть обеспечено адвокатами-женщинами либо назначенцами, а качество такой защиты и желания лица, привлекаемого к уголовной ответственности, государство никогда не интересовали».