Штрафные умножения
Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов об источниках пополнения бюджета
Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предлагает новые источники пополнения бюджета — в совокупности озвучиваемые им меры могут принести бюджету более 2 трлн руб. В частности, предлагается пересмотреть подходы к начислению штрафов за нарушения правил дорожного движения, что пополнит казну почти на 1 трлн руб. Инициативы, помимо прямого финансового эффекта, повысят безопасность граждан, снизив аварийность на дорогах.
Глава правительства Михаил Мишустин 20 сентября сообщил, что бюджетный дефицит в 2023 году прогнозируется на уровне 2,9 трлн руб. Поиск источников пополнения бюджета становится одной из наиболее актуальных тем. Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предлагает комплекс мер, способных расширить доходную базу бюджета. В целом поступления от данных инициатив он оценивает в 2,02 трлн руб. ежегодно по состоянию на 2022 год, или 8% от плановых доходов в рамках бюджета за этот год (25 трлн руб.). Такой объем сопоставим с совокупным бюджетом 14 средних по численности населения регионов. Например, на 2022 год доходная часть в бюджет Белгородской области запланирована в размере 138 млрд руб., Омской области — 132,7 млрд руб., Алтайского края — 144,4 млрд руб.
Одно из ключевых направлений законодательных изменений в рамках проекта Дмитрия Давыдова связано с реформированием системы исчисления штрафов и предупреждения правонарушений и преступлений. Во-первых, автор предлагает повысить штрафы за нарушение правил дорожного движения и скорректировать механизмы исчисления таких штрафов – в совокупности эти меры способны принести бюджету около 936 млрд руб.
Сейчас система наказаний за подобные нарушения в России отличается мягкостью по сравнению с большинством стран мира. Так, в Казахстане при более низком уровне жизни штрафы выше в несколько раз. Размер штрафов в двух странах в разрезе самых частых нарушений ПДД в России выглядит следующим образом. Превышение установленной скорости на 20-40 км/ч грозит штрафом в 500 руб. в России или 30,6 тыс. тенге в Казахстане (3,9 тыс. руб.), а превышение скорости на 40-60 км/ч — штраф в 1 тыс. руб. и 61,3 тыс. тенге (7,9 тыс. руб.). То есть разница почти в восемь раз, тогда как на эти нарушения приходится 85% от всех штрафов ПДД в России. Штрафы за несоблюдение требований дорожных знаков и разметки, нарушения при обгоне, а также за проезд на красный свет в Казахстане выше в четыре раза, а за несоблюдение требований по ОСАГО — почти в десять раз.
Автор проекта «20 идей» предлагает увеличить штрафы за нарушение ПДД в России до уровня Казахстана, а в Москве и Санкт-Петербурге штрафы должны быть в полтора раза выше казахстанских показателей. «На практике это принесет многомиллиардные доходы», – отмечает Дмитрий Давыдов. Так, согласно расчетам на сайте проекта «20 идей», если в 2021 году сумма выписанных штрафов составила 128,3 млрд руб., то с учетом изменений этот объем может вырасти в 8 раз. Даже при уровне оплаты в 92% бюджет сможет получить дополнительно 833 млрд руб. Эта цифра может вырасти на 61 млрд руб. при одновременной реализации другой инициативы Дмитрия Давыдова — привязки штрафов к макроэкономическому показателю, который бы учитывал инфляцию и девальвацию. Ещё 42 млрд руб. при этом обеспечило бы внедрение повышенных штрафов для владельцев дорогих автомобилей.
Высокие штрафы дисциплинируют водителей: соблазн, например, превысить скорость сходит на нет с осознанием того, какой затратной может оказаться такая задумка. Пока езда с нарушениями «по карману» многим российским водителям. Практика ряда стран показывает, что штраф может быть психологическим и финансовым барьером для нарушителей. Как следует из работы швейцарских исследователей, двукратный рост штрафов за нарушения скоростного режима и правил парковки в пяти крупных городах Швейцарии оказался действенной мерой. Число нарушений правил парковки и скоростного режима сократилось на 32% и 17% соответственно. «Данные свидетельствуют о том, что более высокие штрафы сдерживают нарушения правил дорожного движения при условии, что правоприменительная деятельность остается на соответствующем уровне», — констатировали исследователи.
Руководитель департамента по правовой работе ООО «Ресурс Лекс» Андрей Моисеев считает идею привязки штрафов к макроэкономическим показателям хорошей с точки зрения увеличения поступлений в бюджет. По его словам, инициатива в долгосрочной перспективе имеет очень интересные последствия — как стабильную привязку размера и отсутствие необходимости его постоянно корректировать.
Сама по себе индексация размера штрафов на 8,6% (это разница между минимальным размером оплаты труда в 2021 и 2022 годах, при этом инфляция за 2021 год составила 8,4%, а с 2002 по 2021 год ее средний уровень оценивается в 8,7%) без повышения штрафов за нарушения ПДД недостаточна. При объеме сборов в 128,3 млрд руб. в 2021 году индексация могла бы увеличить сумму на 11 млрд руб., следует из расчетов Дмитрия Давыдова. Одновременно индексация штрафов заметно повысит потенциальные сборы с владельцев дорогих машин. Как показывает статистика, такие водители получают в несколько раз больше штрафов, чем владельцы бюджетных машин.
Всего в РФ в 2020 году было зарегистрировано около 100 тыс. автомобилей премиум-класса стоимостью более 5 млн руб., следует из подсчетов агентства FinExpertiza на основе данных ФНС. При этом число таких машин выросло к 2019 году на 22%. Хотя точные данные о правонарушениях водителей дорогих автомобилей отсутствуют, наблюдения транспортного регулятора Москвы фиксируют, что такие машины нарушают в четыре-десять раз чаще. С учетом того, что один автомобиль в 2021 году в среднем получил три штрафа размером в 720 руб., на каждый дорогой автомобиль может приходиться по 15 штрафов. В результате сегмент мог быть оштрафован на 1,08 млрд руб. Если использовать повышающий коэффициент при взимании штрафов с владельцев дорогих автомобилей, то по сравнению с нынешним размером штрафов сумма взысканий может вырасти до 6 млрд руб.
Как считает Дмитрий Давыдов, значительное повышение размеров штрафов сократит число фиксируемых нарушений на дорогах. «Но даже если количество выписываемых штрафов снизится, то наш прогноз по доходности останется верным, поскольку снижение нарушений будет способствовать сокращению экономических потерь от последствий таких нарушений», — разъясняет он. Так, ущерб экономике от ДТП оценивается в 2-3% ВВП, часть потерь ложится на госбюджет. Более трепетное соблюдение водителями правил дорожного движения из-за финансовых рисков при высоких штрафах способно снизить аварийность на дорогах. В результате удастся не только пополнить бюджет, но и повысить безопасность граждан.
Впрочем, ужесточение ответственности не единственный способ пополнения казны. Наряду с повышением размера штрафов Дмитрий Давыдов предлагает новые возможности для водителей – речь идет о развитии рынка красивых и престижных автомобильных номеров. Сейчас продажа таких номеров происходит на теневом рынке — легально водитель может получить лишь выбранный системой регистрационный знак. В рамках проекта «20 идей» в России предлагается внедрить две схемы легальной продажи номеров. В первом случае речь идет о возможности водителя составить свою комбинацию символов при регистрации автомобильного номера. Во втором случае — это короткие «престижные» номера с меньшим количеством символов, чем обычно. Доходы государства на новом рынке могут в совокупности составить 36 млрд руб., считает Дмитрий Давыдов.
В правительстве уже планировали введение аукционов по продаже «красивых» номеров – сначала с 2021 года, а затем с 2022 года. Однако проект Минэкономразвития завис на межведомственном согласовании — в том числе из-за неготовности региональных подразделений ГИБДД работать с онлайн-торгами. Между тем, эксперты отмечали положительный эффект от легализации рынка продажи автомобильных номеров. Тогда глава союза производителей госрегзнаков транспортных средств Людмила Шерстнева рассказывала о готовности людей платить за интересные комбинации: «зеркальные» сочетания цифр (717, 828 и т. д.) и буквенные сочетания, популярные в регионах.
В ряде стран выбор «особых» номеров уже является государственной услугой, комбинации продаются на аукционах. Так, например, в Великобритании водители могут воспользоваться услугой (стоимость от 250 фунтов стерлингов) по выбору комбинации символов при регистрации автомобильного номера. Одновременно государственное агентство устраивает аукционы, где выставляет наиболее популярные комбинации по завышенным ценам — как правило, это цифры и буквы, которые могут читаться как имя владельца автомобиля. Всего в 2018 году правительство заработало 161,9 млн фунтов (более 10 млрд руб.) на продаже персонализированных автомобильных номеров. В России же теневой рынок еще в 2016 году оценивался в 20 млрд руб.
В ОАЭ продажа престижных автомобильных номеров в рамках одного аукциона в 2021 году и вовсе принесла 36,3 млн дирхам (около 580 млн руб.), в 2022 году — 29,9 млн дирхам (более 470 млн руб.). В год в стране продается 350-400 номеров по цене, сопоставимой с 9 млн руб., при этом состоятельных жителей в РФ проживает в 2,5 раза больше, чем в ОАЭ (228 тыс. долларовых миллионеров против 92,6 тыс.) — это может свидетельствовать о более высоком потенциальном спросе россиян на такие номера. Кроме того, РФ может помимо «самых коротких и самых престижных» номеров открыть продажи номеров с меньшим количеством символов для более широкой аудитории по средней стоимости в 1 млн руб. Совокупно продажи таких номеров могут приносить в казну до 16 млрд руб. ежегодно.
Научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает предложенные Дмитрием Давыдовым меры логичными и эффективными — причём не только с позиции пополнения бюджета, но и для обеспечения безопасности на дорогах. По его словам, исключительно денежной является мера по легализации рынка престижных номеров, при этом меры по повышению штрафных санкций за нарушения ПДД эксперт считает обоснованными, поскольку они способны повысить безопасность на дорогах. «В Казахстане граждане платят за дорожные нарушения больший процент своих доходов, чем россияне, а это значит, что влияние штрафа на деятельность наших водителей ниже — ниже и их эффективность», — добавляет Дмитрий Журавлёв. Привязка штрафов к инфляции работает по той же схеме и способна повысить эффективность штрафов, между тем повышенные штрафы для владельцев дорогих машин уже сопряжены с вопросами справедливости. «Эти машины несут большую опасность, то есть и контроль должен быть жёстче», — соглашается эксперт.
Инициативы Дмитрия Давыдова в случае их последовательного внедрения способны принести положительный экономический эффект для всей страны и, соответственно, увеличить поступления в госбюджет. Так, в совокупности меры обеспечат результат как за счет прямых поступлений в госбюджет и сокращения расходов, так и за счет развития новых перспективных направлений и повышения качества жизни и благосостояния граждан. Автор проекта «20 идей по развитию России» надеется на законодательную поддержку своих предложений государством.
Предоставлено Дмитрием Давыдовым