Давальческие схемы нашли ценителей
Татарстан сохраняет лидерство по количеству выявленных взяток
Татарстан остается одним из лидеров по числу зарегистрированных преступлений коррупционной направленности. Согласно данным Генпрокуратуры РФ, за восемь месяцев в республике выявили более полутысячи фактов дачи и получения взяток, а также злоупотреблений полномочиями. По отдельным уголовным статьям республика обошла в том числе Москву. По мнению экспертов, такая статистка обусловлена «определенной работой правоохранительных органов», которые «могли бы выявлять поменьше, но не стали». Однако из представленной информации неясно, власти «борются с учителями и врачами или борются с коррупцией в среде бюрократии».
В Татарстане за январь–август 2022 года было зарегистрировано 261 преступление по ст. 291 УК РФ (дача взятки). Такие данные опубликованы на портале правовой статистики Генпрокуратуры РФ. По этому показателю республика заняла первое место среди всех российских регионов. После Татарстана идет Москва (221 факт дачи взятки) и Московская область (174 факта). За последний год число случаев дачи взятки в республике выросло. Так, за восемь месяцев 2021 года было зарегистрировано 224 таких преступления. Таким образом, пророст составил 37 случаев, или 16,5%.
Число преступлений по ст. 290 УК РФ (получение взятки), зарегистрированных в Татарстане, также одно из самых высоких по стране. В республике за восемь месяцев 2022 года выявили 178 таких случаев, что на 18,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По этому показателю Татарстан занимает третье место после Москвы (258 случаев) и Ставропольского края (220 фактов).
Татарстан является лидером по числу зарегистрированных преступлений по ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями). За восемь месяцев в республике выявлено 112 таких фактов, в Дагестане — 95, в Краснодарском крае — 88. Данные за прошлый год на портале надзорного ведомства не опубликованы.
Большинство выявленных преступлений в Татарстане расследуются. Так, за восемь месяцев предварительно расследовано 316 уголовных дел о даче взятки, 159 — о получении взятки и 104 — о злоупотреблении полномочиями. Несколько десятков уголовных дел переданы суд. Только два дела о даче взятки не были раскрыты.
Со взяточничеством в республике связаны крупные уголовные дела. Так, в июне этого года Московский райсуд Казани признал экс-главу Фонда социального страхования (ФСС) по Татарстану Павла Лоханова виновным в получении взятки 4 млн руб. Деньги он получил от поставщика подгузников для инвалидов, с которого ФСС через суд требовал оплату неустойки по контракту. Господину Лоханову назначили девять лет лишения свободы (позднее срок был снижен до восьми лет).
В сентябре этого года было завершено расследование дела замглавы МЧС Татарстана Олега Степущенко. Он обвиняется в злоупотреблении полномочиями при заключении госконтракта на установку систем оповещения населения с ущербом 40 млн руб. Также в сентябре сообщалось о заключении под домашний арест по подозрению во взяточничестве заместителя начальника МВД России по Сармановскому району Рамиля Халикова. В мае был арестован по обвинению в посредничестве в передаче взятки бывший военный комиссар Советского района Казани Рустем Шакиров.
Власти Татарстана представляют республику как регион с относительно невысоким уровнем коррупции. Охват населения бытовой коррупцией в 2021 году оценивался в 9,5%, говорится в отчете управления президента республики по вопросам антикоррупционной политики. При этом в 2020 году этот показатель достигал 8,6%. Вместе с тем в 2010–2011 годах в коррупционной ситуации оказывался каждый пятый житель республики (21,2%). Согласно соцопросам, сами жители Татарстана оценивают уровень коррупции в регионе как «средний» — такой ответ в прошлом году дали 45,6% респондентов. В отчете также говорится о результатах опроса предпринимателей Татарстана: только 4% опрошенных заявили, что в 2021 году были вынуждены оказывать влияние на чиновников «посредством осуществления неформальных прямых и (или) скрытых платежей».
«Я не думаю, что уровень коррупции в Татарстане выделяется в ту или иную сторону, хотя при прочих равных в сравнительно богатых и благополучных регионах, где выше уровень жизни, там уровень коррупции может быть повыше»,— говорит политолог-конфликтолог Сергей Сергеев. Лидерство республики по числу зарегистрированных преступлений в этой сфере он объясняет «определенной работой правоохранительных органов». «Могли бы выявлять поменьше, но не стали»,— указывает эксперт.
Господин Сергеев добавляет, что из представленной статистики неясно, «имеем ли мы дело с мелкой низовой коррупцией или крупной: борются с учителями и врачами или с коррупцией в среде бюрократии». Политолог добавил, что в Татарстане расследуются и крупные уголовные дела о взятках, но «статистику, скорее всего, делают не они».