Времена кода
Почему Low-Code сегодня в числе самых горячих трендов, и как он помогает бизнесу
Одна из самых обсуждаемых тем и главных тенденций последних лет в IT-отрасли — рост востребованности Low-Code, то есть разработки с минимальным использованием кода. В результате появляются решения, не требующие при настройке и модификации написания программного кода. По прогнозам Research and Markets, за 2020–2030 годы рынок Low/No-Code увеличится с $10,3 млрд до $187 млрд со среднегодовым темпом роста 31,1%. Почему Low-Code становится таким популярным, в чем его преимущества в сравнении с классической разработкой и какие сферы наиболее перспективны для развития Low-Code платформ.
Предпосылочный ящик
Согласно общему мнению экспертов, уже через несколько лет рынок разработки будет выглядеть совсем не так, как сегодня. К 2026 году более 40% организаций будут полагаться на платформы и инструменты Low-Code для создания интеллектуальных пользовательских приложений, затратив на развертывание на 33% меньше усилий, прогнозирует IDC. Другую оценку для этого сегмента приводит Gartner: к 2024 году более 65% разрабатываемых приложений будет построено с помощью инструментов Low-Code. Такие «оценки» позволили авторитетному журналу о технологиях SD Times назвать 2021 год годом Low-Code платформ.
Как бизнес пришел к тому, что Low-Code может выручить его во многих ситуациях?
Во многом взрывной рост интереса к такой разработке вызван пандемией и, как следствие, самоизоляцией, на которую пришлось пойти сотрудникам огромного числа компаний. Люди начали работать из дома — компаниям понадобились новые приложения, чтобы управлять проектами, выполнять заказы и работать с клиентами. При этом решение нужно было срочно, а обычная разработка не успевала за спросом. Помогли Low-Сode платформы, которые позволяют собирать приложения без кода, пишет SD Times.
Кроме того, на руку популярности Low-Сode сыграло и большое количество инициатив, связанных с цифровизацией и автоматизацией «буквально всего и вся», объясняет директор по продвижению продуктовых решений Goodt (входит в группу ЛАНИТ) Иван Лихачев. Раньше, по его словам, был некий базис: бухгалтерия, ERP, склады, банковские системы. «Сейчас автоматизировано все вплоть до заказа пропусков. Любое действие переведено или переводится в "цифру",— говорит он.— Важным требованием и условием становится нормальная автоматизация с минимумом усилий и действий со стороны человека. Это задало темп большому количеству проектов и, как следствие, обусловило рост потребности в приложениях и разработке».
Предпосылки для появления Low-Сode — современные технологические вызовы, связанные с усложнением разработки корпоративных систем, продолжает Александр Наймарк, директор департамента продуктовой разработки НОРБИТ (входит в группу ЛАНИТ). Low-Code стал именно тем инструментом, с помощью которого команды архитекторов и аналитиков могли эффективнее понимать и решать задачи заказчика, делится наблюдениями он.
Еще одна причина востребованности Low-Сode — прекращение в 2022 году работы в России крупных иностранных IT-компаний, «забравших» с собой решения, которые фактически были платформами для разработки вспомогательных приложений. Многие, по словам Ивана Лихачева, использовали их в работе годами, успели привыкнуть к функциям, действиям и готовым правилам. Однако уход таких решений с рынка не парализовал работу во многом благодаря использованию Low-Сode.
Темпы цифровизации также повлияли на потребности бизнеса в сотрудниках, создающих информационные системы, и теперь они нужны как никогда раньше. Вместе с тем налицо проблема быстрого обучения новых программистов, рассуждает директор по платформе ТУРБО Х «Консист Бизнес Групп» (входит в группу ЛАНИТ) Сергей Бобрецов. «Потребовалось искать другие способы восполнения дефицита сотрудников. Простой вход в разработку через Low-Code дает определенный импульс в найме, но при этом требует принципиально другого методологического подхода в развитии персонала»,— рассказывает он о том, как Low-Code стал одним из вариантов для компаний, нуждающихся в IT-специалистах.
Преимущества подхода
На самом деле Low-Сode платформы существуют уже много лет, но раньше на эти решения смотрели свысока, будто они не подходят для ответственных приложений, говорят эксперты. Однако польза таких инструментов видна все отчетливее.
Что же представляет собой Low-Сode? Это модель создания и модификации систем и приложений, требующая минимального написания программного кода. «Технология, с одной стороны, позволяет собирать какое-либо решение или процесс из готовых блоков, с другой — дает возможность что-то дополнить, дописать скрипт, добавить ячейку для более глубокой кастомизации решения. Мы используем это на нашей платформе Insight, которая позволяет разрабатывать аналитические приложения и все, что связано с данными»,— рассуждает Иван Лихачев. «Чистую» разработку он сравнивает с пустым листом, на котором можно написать все, что угодно, а Low-Code — с листом, на который нанесены точки, и их нужно соединить линиями, чтобы получился рисунок.
Ключевым плюсом метода эксперты называют «гибкость и сокращение параметра time-to-market» (время от начала разработки идеи до ее конечной реализации и вывода на рынок). Сначала заказчик формулирует набор гипотез, которые хотел бы развивать, но к моменту завершения проектирования и разработки требования могут устареть, карта процессов и ключевые метрики — измениться, а пользователи — уволиться. «Целевое решение может кардинально отличаться от первоначальной идеи»,— отмечает Александр Наймарк. Программные решения, реализуемые по принципу Low-Code, конфигурируются быстрее. Например, заказчик на нашей платформе NBT, получая результат, может корректировать гипотезы, способы решения или даже оптимизировать бизнес-процессы в компании».
О time-to-market говорит и Иван Лихачев, приводя в пример ситуацию, когда есть много инициатив, которые нужно реализовать быстро, но специалистов для этого нет. Решением выступает «полуготовый конструктор», с которым можно оперативно создавать приложения под требования бизнеса. «Гибкость — ключевой момент: то, что разрабатывается сегодня, не высекается в камне. Постоянно требуются уточнения, модернизация, у бизнеса появляются новые идеи,— рассказывает он.— В таких условиях у Low-Сode очевидные преимущества: он позволяет переконструировать и заново собрать любой процесс».
Как объясняют специалисты, помимо этого подход обладает целым рядом других плюсов. Среди них — быстрая окупаемость затрат за счет более гибкого изменения алгоритмов через Low-Code по сравнению с кодированием, а также высокая скорость обучения и ограниченный набор необходимых знаний для решения задач. К тому же он сокращает зависимость от высококомпетентного IT-персонала (разработчики, архитекторы), и во многом поэтому последние относятся к такому методу с опасением и предубеждением, боясь потерять работу. Однако практика показывает, что так не происходит и «потребность в людях, которые не только знают, как программировать, но и понимают контекст, разбираются в предметной области, сохранится», говорит господин Лихачев.
Кому это нужно
Современные корпоративные программные продукты, которые не предоставляют возможности конфигурирования без привлечения разработчика, становятся неконкурентоспособными, констатирует Александр Наймарк. Low-Code может быть использован в торговле, производстве, строительстве, государственном и муниципальном управлении, перечисляет Сергей Бобрецов: «Примеры — настройка торговых операций, когда из-за ремонта склада, при изменении логистики или добавлении маркетинговых акций требуется модифицировать цепочки прохождения процесса продажи, добавив специфический процесс или временно изменив маршрут прохождения. Подобные задачи легко решаются на платформе ТУРБО Х». Гибкая настройка с применением Low-Code, по его словам, может требоваться и для организации производства инновационных изделий, которое не укладывается в общую цепочку процессов.
Здесь те же правила, что и для «обычных» информационных систем, рассуждает Иван Лихачев. По его мнению, Low-Code будет наиболее востребован там, где автоматизация и цифровизация является жизненно важным элементом для развития бизнеса: банки и страховые компании, розничный бизнес, включая онлайн и маркетплейсы, телеком и связь, транспорт, органы государственной власти, крупные производственные холдинги.
Low-Code платформы могут решить не только задачи CRM- и BPM-систем, но и большинство функциональных задач корпоративного уровня, в том числе создание систем класса ERP, утверждают эксперты. При этом такой подход проникает в самые нагруженные бизнес-процессы, говорит господин Бобрецов: торговые операции, логистику и производство с его большим разнообразием функций и огромными потоками информации.
Взгляд в будущее
Участники рынка полагают, что у Low-Code отличные перспективы, проводя аналогию с облачными решениями: вначале всех это пугало, менеджеры по IT были осторожны, и никто представить себе не мог, как можно отдать кому-то управление инфраструктурой и даже приложением, но постепенно все оценили преимущества и перестроились. Сейчас рынок облачных технологий в РФ оценивается в сотни миллиардов рублей: в мае Statista прогнозировала, что в 2024 году его объем достигнет почти 213 млрд руб.
«Потребуется определенное время для смены привычек и адаптации. Рынок будет развиваться, появится больше провайдеров подобных решений, а также специалистов. Low-Code вполне способен изменить правила игры для многих организаций»,— резюмирует Иван Лихачев.