«Ни один серьезный банк не остановил программ развития»
Старший вице-президент по IT и цифровой трансформации бизнеса банка «Ренессанс Кредит» — о цифровизации в финансовой отрасли
Банковская сфера современной России всегда развивалась в условиях высокой турбулентности, адаптируясь к новым вызовам, условиям, технологическим требованиям. Возможно, благодаря этому банки в достаточной степени готовы к любым изменениям. Финансовый сектор достаточно устойчив как с точки зрения обеспечения стабильного функционирования, так и дальнейшего развития, уверен старший вице-президент по IT и цифровой трансформации бизнеса банка «Ренессанс Кредит» Денис Сотин. В интервью он рассказал об актуальных задачах для банковского IT, цифровизации, сложностях импортозамещения, перспективах развития финансовых сервисов и кадровых ресурсах.
— Банковскую отрасль в последние годы называли одним из флагманов цифровизации в России. Изменилось ли что-то в этой области с февраля?
— Сказать, что сейчас ситуация кардинально изменилась, нельзя. Безусловно, происходящее в стране повлияло на нас: образовались дополнительные векторы движения. Но ни один серьезный банк не остановил программ развития. В том числе «Ренессанс Кредит»: мы продолжаем инвестировать в развитие бизнеса. Идет адаптация и продолжается цифровизация бизнеса за счет реализации новых моделей взаимодействия с клиентами, анализа потребительского поведения, предложения более комплексных услуг.
— Появились ли какие-то новые приоритетные направления?
— Возникли дополнительные направления развития. Они становятся более важными, чем раньше. Например, тема импортозамещения стала более актуальной из-за событий этого года, санкций, ухода ряда компаний. Речь и об инфраструктуре, и об операционных системах, и о базах данных, и о прикладном ПО. Здесь по-прежнему стоит большое количество задач, хотя много шагов предпринималось еще в период с 2014 года. Сейчас мы, как и весь банковский сектор, вынуждены интенсифицировать меры по переходу на аналоги, в том числе российские.
— Насколько задача импортозамещения для банков сложна?
— С прикладными банковскими системами ситуация одновременно и сложнее, и проще, чем с другими элементами IT-периметра. Проще — потому что в значительной степени банковские системы были построены вокруг российского банковского учета. Поэтому иностранного ПО в сердце банковской системы не очень много — как правило, это системы российской разработки, и с ними проблем не возникает. Хотя стоит задача перевода ряда систем на другие базы данных. Однако есть достаточно много различных западных технологий, которые активно использовали банки для построения более гибких моделей взаимодействия с клиентами, анализа их поведения, быстрого выстраивания процессов. Эти решения сейчас пересматриваются. Степень критичности у всех систем разная, но абсолютно точно в какой-то обозримой перспективе встанет вопрос перехода на аналоги — опенсорс или российские решения.
Второй дополнительный вектор немаловажный — это, на мой взгляд, утроившееся внимание к вопросам ИБ и защиты периметра, наиболее критичных элементов банковской инфраструктуры.
— В каких областях с поиском аналогов могут возникнуть затруднения?
— В большинстве случаев прикладной софт в банках — от главной бухгалтерской книги и продуктовых движков до процессных движков и фронтальных решений — это, по сути, либо «коробочные/околокоробочные» решения российской разработки, либо самостоятельные разработки банков, в том числе с использованием иностранных платформ и технологий. Подавляющее большинство этого контура может быть переведено на аналоги. Правда, в ряде случаев нужно будет переписывать функционал при переходе с определенных решений западных вендоров на аналогичные опенсорс-решения или локальные платформы Low-Code/No-Code. Это, кстати, одна из причин роста популярности таких решений в последнее время.
Но больше всего неудобств, как ни странно, связано с решениями для внутреннего пользователя в банке. Например, в части коммуникационных сервисов пока, к сожалению, аналоги средств корпоративной связи и видеоконференций функционально не на том уровне, к которому мы привыкли. Будем откровенны: когда есть коммуникационный инструмент, используемый в 80% компаний как стандарт, это удобно. Заменить его непросто. Сейчас мы уже практически определились с альтернативой, но в любом случае российские аналоги еще находятся в стадии активного развития. Думаю, в ближайшие год-полтора они смогут достичь нового уровня.
— Какие приоритеты на ближайшее время стоят перед банком в части развития цифровых сервисов?
— Мы как раз определяемся со стратегией развития 2022–2026. Фундамент ее заложен в 2021 году, и ситуация начала года, конечно, привнесла элемент неожиданности. Но наши планы остаются в силе: мы диверсифицируем бизнес и намерены активно развиваться. Раньше «Ренессанс Кредит» был больше известен на рынке розничного кредитования, в первую очередь POS-кредитования в торговых сетях. Сейчас мы в том числе активные участники рынка бесцелевого кредитования, кредитных и дебетовых карт, брокерских услуг. В следующем году запускаем и будем активно развивать направление МСБ. Таким образом, банк становится все более универсальным и в дальнейшем продолжит наращивать количество и качество предоставляемых нашим клиентам продуктов и сервисов.
Сейчас мы определяем объем инвестиций в развитие на следующий год, он точно будет не меньше, чем в этом. Безусловно, эта история строится вокруг цифровых сервисов, новых моделей взаимодействия с клиентами, повышения качества и уровня представляемых продуктов и сервисов через дистанционные каналы. И в то же время мы уделяем повышенное внимание вопросам ИБ и стабильности нашего периметра и прагматично реализуем планы по импортозамещению.
— В последние годы банки были одними из самых активных игроков на рынке труда IT-специалистов. Что сейчас с этим рынком?
— Мы подходим к вопросу кадрового обеспечения не только с точки зрения наличия готовых кадров на рынке, но и подготовки новых на базе банка. Например, мы делали ряд школ по интересующим нас направлениям в нашем региональном центре в Пензе: готовили Java-разработчиков и тестировщиков. И планы развития этого направления у нас тоже есть. Это необходимо для того, чтобы люди, только входящие в профессию, сразу начинали свой карьерный путь с банком.
Конечно, ситуация последних лет на рынке была несколько разбалансированной под влиянием ряда крупных участников рынка, которые активно привлекали IT-специалистов различных профилей в свои создаваемые продуктовые трайбы, зачастую целыми командами. Это создавало давление на рынок и привело в отдельных областях к дефициту кадров, к активному росту зарплат IT-специалистов. Один из трендов, который четко проявился в прошлом году,— уравнивание зарплат по регионам и в Москве. То есть для IT-специалистов перестала существовать разница, где работать: можно работать на московскую зарплату абсолютно из любого региона, а сейчас еще и не только из России.
В то же время сегодня я не вижу предпосылок для серьезного дефицита кадров. Могу сказать, что ряд крупнейших организаций пересматривает свой подход к найму. В предыдущие годы крупные компании закупали IT-ресурсы «на перспективу». Сейчас все больше проектов и задач рассматривается с точки зрения реальной эффективности. И это в том числе отчасти снижает запрос на привлечение большого количества IT-специалистов, делая его более прагматичным.
С другой стороны, мы понимаем, что возрастает спрос на специалистов, которые будут или уже заняты в программах импортозамещения. Это касается и банков, и других организаций.
Все эти разнонаправленные факторы, на мой взгляд, приведут нас к становлению более сбалансированного рынка, хотя пока на нем еще чувствуется неопределенность. Идет перемещение между задачами, проектами, командами и компаниями. Многие банковские, и не только банковские, организации взяли курс на внутреннюю разработку, на увеличение IT-штата за счет сокращения привлечения внешних команд. Мы в «Ренессанс Кредит» в том числе нацелены на развитие внутренних центров экспертизы. Это тоже приводит к перераспределению ресурсов на рынке. Поэтому пока ситуация несбалансированная, но нельзя сказать, что она критическая.
— Какие IT-специальности востребованы банками, и в частности банком «Ренессанс Кредит», внутри?
— Востребованы почти все IT-специальности, просто в разной мере. В предыдущие два года у нас активно шло формирование и усиление центра экспертизы по нашим бэк-офисным системам. Но это не та зона развития, в которой нам нужно большое количество людей. Мы активно набираем людей на фронтальную разработку, Java-разработчиков, разработчиков, которые будут заниматься развитием микросервисов, интеграционным слоем, дата-инженеров и дата-сайентистов. Это профили, которые действительно очень востребованы, поскольку эти зоны роста с технологической точки зрения способствуют развитию банка. Java-разработчики, разработчики мобильных приложений, интеграционные слои, процессные движки, Low-Code платформы — это то, что позволяет достаточно быстро строить новые бизнес-модели, быстро их адаптировать и двигаться дальше.
Здесь важна внутренняя экспертиза. Мы верим в то, что внутренняя разработка должна превалировать, а внешние ресурсы могут привлекаться время от времени как вспомогательный ресурс.
— В какие цифровые направления банки точно не прекратят вкладывать деньги в ближайшие годы?
— Как и ранее, это работа с данными в том или ином виде. Цифровизация банковских сервисов, дальнейшее развитие дистанционных каналов привлечения и обслуживания — всего, что связано с возможностью неявки клиента в офис, удаленного обслуживания. Вопросы, связанные с эффективностью бизнеса и дальнейшей цифровизацией основных процессов, в том числе сокращением затрат на обслуживание тех или иных операций.