IT-фабрика в каждую компанию
Как платформенный подход добрался до ПО-разработки
Объемы софтверной разработки в мире за последние десять лет возросли многократно. Как утверждают представители бизнеса, размер кодовой базы в компаниях в мегабайтах и по числу репозиториев увеличился более чем в 100 раз по сравнению с 2010-ми, а почти в каждой пятой компании показатели выросли в 500 раз. Это привело не только к развитию языков программирования и архитектур, но и к появлению нового класса индустриальных систем для взаимодействия разработчиков друг с другом. Почему сегодня без этих инструментов невозможно организовать создание цифровых продуктов, рассказывает первый заместитель генерального директора Группы Т1 Кирилл Булгаков.
Конвейер для кода
Широко распространенный сегодня Agile-подход подразумевает, что IT-функция чутко реагирует на запросы бизнеса и оперативно вносит изменения в ПО, которое является костяком любой современной компании и обеспечивает гибкость операционных процессов. Это касается систем, отвечающих в том числе за взаимодействие с клиентами и партнерами, процессов, отражающих выполнение регуляторных правил и многих других.
Необходимость постоянной IT-эволюции и прогрессирующее усложнение систем требуют усилий огромной армии разработчиков, которые зачастую находятся в разных городах. А между ними нужно быстро распределять задачи, открывать людям допуск к различным данным, проверять написанный код и выводить его на релиз. В сложных информационных системах релизы идут на ежедневной основе. В этих условиях необходимо увязывать разрозненные средства производства в одну платформу для организации сквозного процесса разработки ПО и эффективного управления им. Но главное — для сокращения показателя Time-to-Market.
Первопроходцами на рынке производственных платформ стали иностранные системы типа Jira и Confluence, которые получили распространение и в России. С отставанием, но все-таки стали появляться и отечественные сервисы, которые автоматизировали отдельные элементы технологического процесса, например управление задачами или тестирование. Однако полноценной платформы с необходимым технологическим стеком до недавнего времени не было. Это означает, что для российских IT-компаний открылась емкая ниша, так как в условиях импортозамещения все инструменты, упрощающие и ускоряющие создание цифровых продуктов, приобретают все большую ценность. Наибольшего успеха в автоматизации софтверной разработки достигнут те компании, которые опираются именно на платформенный подход и хорошо знают болевые точки отечественного бизнеса, запускающего внутри IT-фабрику.
Для бизнес-клиентов тонкие настройки не менее важны, чем набор высокотехнологичных инструментов. Это нам в Т1 хорошо известно, так как последние 20 лет мы внедряем лидерам российского рынка корпоративные CRM-системы и вот уже более четырех лет разрабатываем собственные цифровые продукты.
Именно продажа преднастроенного решения, где есть, например, возможность получать содержательную отчетность в различных срезах, всегда дает конкурентное преимущество.
Именно поэтому, создавая производственную платформу ПО «Сфера», Т1 сфокусировалась на методологии, чтобы у пользователя не возникало необходимости в кастомизации платформы и долгой адаптации к работе с ней.
Образно говоря, мы смогли организовать производство средств производства. «Сфера» позволяет сделать «токарный» станок для IT, на котором «IT-токари» могут выточить свой программный продукт.
В частности, продукт, соответствующий еще одному тренду на IT-рынке — Low-Code и No-Code: создаваемое программное обеспечение клиент может использовать с относительно ограниченным как с точки зрения числа, так и компетенций человеческим ресурсом.
Задача состояла в том, чтобы выстроить бесшовный процесс создания программного продукта не для одной команды, а для команды команд. К примеру, у одного из наших заказчиков несколько сотен стримов (команд) разработки. Этой армии нужен удобный инструментарий для совместной работы и взаимодействия. Впрочем, и маленькому коллективу в десять человек тоже надо планировать задачи, следить за их выполнением, тестировать код, поэтому мы рассчитываем, что платформа будет интересна компаниям разного формата, а общее число конечных пользователей достигнет в скором времени 200 тыс. человек.
Сейчас «Сфера» — это более 40 инструментов «из коробки». Самые востребованные из них — те, что используются для управления задачами, знаниями, тестовыми данными, а также для мониторинга бизнес-процессов. Если попытаться собрать аналог из решений разных вендоров, интеграция такой системы может занять год, «Сфера» разворачивается в пределах одного квартала. В настоящее время идут пилотные внедрения у ключевых клиентов Т1, на основании которых мы получаем продуктивную обратную связь по доработке платформы.
Наука продавать
Грамотная организация процесса разработки — один из важнейших факторов быстрого появления зрелых отечественных решений. Задача «за несколько лет создать аналог программных продуктов», которые разрабатывались и совершенствовались почти 40 лет, очень амбициозная.
Пазл «спрос—предложение» сложится только в том случае, если государство предпримет усилия по поддержке цифровой миграции. Со стороны предложения — анонсируя гранты на разработку ПО, которое признается критически важным. Со стороны спроса — проявляя готовность кредитовать по льготной ставке участников проектов внедрения. Для обеих сторон вопрос финансовой ограниченности — один из основных. Несмотря на появление множества претендентов занять IT-ниши западных вендоров, дефицит ресурсов, экспертизы и времени серьезно замедляет создание продуктов в сегменте комплексных ERP-систем enterprise-сегмента.
Крупнейшим российским заказчикам IT-решений, которые обязаны перевести критически важные системы на отечественное ПО, придется сделать существенные инвестиции. В условиях растущих экономических рисков и сокращения доходной базы такое решение принимать гораздо сложнее, поэтому реальная миграция на российский софт идет в тех секторах, где уже совсем невмоготу. Например, крупнейшие авиаперевозчики переходят на российские системы бронирования: во-первых, есть риски отключения существующих платформ от западных вендоров, во-вторых, растет желание хранить клиентские данные, которые намного ценнее информационной инфраструктуры, в собственных системах.
Конечно, на нашем рынке есть отечественные решения, которые уже завоевали свое место — например, потому что исторически развивались с учетом регуляторной специфики. Из-за законодательных барьеров почти 100% информационных банковских систем — это отечественные решения. Именно учет отечественной специфики обеспечил лидерство 1С. Похожая история с разработками элементов искусственного интеллекта. Хотя BI-решения на однозначно лидерской позиции на рынке еще нет, инструментов machine learning разработано достаточно много.
IT-компаниям придется много поработать на аренах улучшений, чтобы побороть не всегда оправданные предубеждения против российских продуктов. Отчасти они объясняются тем, что на уже внедренные системы потрачены миллиарды рублей, и пока они неплохо работают. Теперь же бизнесу требуется инвестировать в разработку и инсталляцию отечественного ПО часть своей прибыли, которую в текущей ситуации хотелось бы сэкономить.
Еще одна задача — развеять психологическую привязанность нашего бизнеса к западным вендорам, которые на российском рынке включали маркетинговые машины на полную мощь. Отечественным компаниям предстоит учиться работать с таким же лоском — с качественными маркетинговыми материалами, затратами на презентационную часть. Чем раньше компании поймут, что эволюция их бизнес-модели требует изменений по всем направлениям, тем раньше будет достигнут результат. Возросшая востребованность отечественных решений вселяет в нас осторожный оптимизм, что с вызовами справимся.
Во-первых, потому что государство принимает в этом процессе деятельное участие, подталкивая бизнес к разработке и внедрению отечественных программных продуктов — в ряде случаев ограничительно, а в ряде случаев поощрительно, путем субсидий.
Параллельно с количеством будет идти и качество: мы полагаемся на отечественную школу программистов, одну из сильнейших в мире. Посмотрите, каким спросом пользуются российские разработчики на глобальном рынке. Наши команды могут интенсивно создавать программный продукт за счет того, что умеют писать качественный код и обладают высокой культурой производства. Это и стоит монетизировать.