Визит не без претензий
Польша потребовала от Германии репараций для себя, а от России — для Украины
Министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок побывала в Варшаве с двухдневным визитом. Поездка по случаю памятной даты — 32-й годовщины объединения ФРГ и ГДР — оказалась омрачена требованиями Варшавы выплатить репарации за Вторую мировую войну. Немецкая сторона платить не намерена и вместо этого предлагает Польше сосредоточиться на строительстве совместного европейского будущего, поддержке Украины и противостоянии с Россией.
Завершившиеся в Варшаве переговоры глав МИД Польши и ФРГ Збигнева Рау и Анналены Бербок уже третьи за этот год, что должно было бы свидетельствовать об интенсивном и плодотворном сотрудничестве.
Однако на этот раз в Варшаве решили не церемониться и прямо перед отъездом госпожи министра направили в Берлин ноту с требованиями репараций за Вторую мировую войну.
На совместной пресс-конференции по итогам переговоров во вторник госпожа Бербок попыталась сделать вид, будто содержание бумаги ей пока в деталях неизвестно. Нота, упомянула она, «находится на пути в Берлин». Всем собравшимся, впрочем, содержание было известно куда лучше, и Збигнев Рау не преминул о нем напомнить. Сумму репараций за нападение на Польшу в 1939 году и последующие разрушения во время Второй мировой обнародовал еще в начале сентября лидер правящей в Польше партии «Право и справедливость» (ПиС) Ярослав Качиньский. По словам господина Качиньского, цель, которая «вписывается в концепцию восстановления нормального положения вещей в деле функционирования польского государства»,— это получение от Берлина 6,2 трлн злотых ($1,3 трлн).
По итогам Потсдамской и Ялтинской конференций Польша должна была получать репарации не напрямую от немецкой стороны, а от ГДР из доли СССР. В 1953 году СССР и Польская Народная Республика подписали соглашение о прекращении выплаты этих репараций. По мнению польской стороны, Варшава тогда пошла на этот шаг вынужденно, а потому нельзя считать обязательства по репарациям выполненными. В Берлине же напоминают, что отказ от требований каких-либо репараций от Германии был зафиксирован неоднократно: не только в 1953 году, но и в 1990-м — в международном договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии за подписью глав МИД СССР, США, Великобритании, Франции, ГДР и ФРГ.
Как объяснил во вторник Збигнев Рау, сейчас, в нелегкие для Европы времена, самое время залечить старые раны, которые «мешают дальнейшему развитию польской нации». Имелось в виду, что средства, полученные в качестве репараций, приободрят поляков и будут этому развитию способствовать. «Надеемся на плодотворное сотрудничество с правительством ФРГ по этому вопросу»,— подытожил министр Рау. «Германия признает свою историческую ответственность без всяких "если" и "но"»,— заверила в ответ его собеседница, рассыпавшись в благодарностях полякам и за то, что те «дружат» с немцами после всех ужасов Второй мировой, и за борьбу поляков за свободу, ведь «без "Солидарности" (созданного в 1980 году объединения независимых профсоюзов.— “Ъ”) не было бы и падения Берлинской стены».
В то же время вопрос о репарациях закрыт, отрезала глава МИД ФРГ.
«Хорошая новость: у нас общее будущее в ЕС, вот об этом надо думать в интересах наших двух стран»,— попыталась она обнадежить поляков. По словам госпожи Бербок, необходимо и далее проявлять единодушие в поддержке Украины: «Мы не можем сделать Путину лучшего подарка, чем отказ от европейского единства».
Судя по заявлениям польского министра, убеждать его в этом не приходилось. Он успел высказаться за поставку Киеву тяжелых вооружений (с которыми Берлин пока еще медлит), а также осудить Россию за действия на Украине и проведенные референдумы. И заодно потребовал репараций теперь уже от Москвы: как заявил Збигнев Рау, «окончание войны возможно только на условиях восстановления территориальной целостности Украины и выплаты Москвой Киеву репараций и возмещения ущерба».