Чиновники отказались от наследия
Краеведы через суд намерены оспорить акт правительства Ульяновской области
Председатель совета ульяновского реготделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ирина Зубова через суд требует признать недействительным распоряжение регионального правительства, на основании которого был снесен уникальный дом мещанина А.А.Башанова, прежде внесенный в перечень выявленных объектов культурного наследия. В иске отмечается, что экспертиза, на которой основывалось распоряжение облправительства, не может считаться законной и объективной, поскольку выполнялась по заказу застройщика, заинтересованного в сносе дома, а сам эксперт признавался «в работе по заказу». В региональном управлении по охране объектов культурного наследия от комментариев отказываются. В гордуме считают, что необходимо корректировать федеральное законодательство, чтобы не позволять заказывать экспертизу заинтересованным лицам.
Ленинский районный суд Ульяновска принял к рассмотрению иск председателя совета ульяновского реготделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, кандидата философских наук, доцента кафедры истории Отечества, регионоведения и международных отношений УлГУ Ирины Зубовой к управлению по охране объектов культурного наследия администрации губернатора Ульяновской области о признании незаконным распоряжения облправительства, на основании которого был снесен и безвозвратно утрачен уникальный дом мещанина А.А.Башанова, прежде внесенный в перечень выявленных объектов культурного наследия.
По признанию госпожи Зубовой, подобный иск, вероятно, первый в регионе, ранее эти вопросы удавалось решать без судебных инстанций.
Дом, о котором идет речь в иске, «представлял собой уникальное здание — образец деревянной жилой застройки г. Симбирска второй половины XIX века», он был расположен на ул. Мира, в самом центре города, «в окружении объектов культурного наследия, а также элементов исторической застройки». Отличительной чертой, «придававшей ему историко-культурную ценность», «были уникальные обрамленные точеными столбиками оконные наличники, с «алатырским типом резьбы, характерным для мастеров Алатырского уезда Симбирской губернии» — «глухой рельефной и прорезной резьбой», «создающей впечатление деревянного кружева», в Ульяновске такая резьба оставалась в единственном экземпляре.
«Мещанин Башанов, которому в конце XIX и начале XX века принадлежал этот дом, это не просто мещанин — это заместитель городского главы Леонида Афанасьева, при котором в Симбирске появился водопровод на Тутях и электростанция на Минаева»,— пояснил «Ъ» краевед-архивист Антон Шабалкин.
10 июня на основании обращения краеведов и приложенных к ним материалов историко-краеведческой оценки распоряжением облправительства № 282пр дом был включен в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Однако тогда же выяснилось, что дом выкуплен строительной компанией «Берма» (ООО, директор и владелец — Сергей Володин), которая планирует построить в этом месте элитный жилищный комплекс.
Уже 19 июля начальник регионального управления по охране объектов культурного наследия Денис Герасимов направляет господину Володину уведомление «о выявлении объекта культурного наследия», в котором сообщает, что «дом мещанина А.А.Башанова» включен в этот перечень, а значит, «подлежит государственной охране», в связи с чем «необходимо выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта», в том числе его нельзя сносить. В этом же уведомлении господин Герасимов отмечает, что «выявленные объекты являются объектами государственной историко-культурной экспертизы», и она может проводиться по инициативе как органа власти, так и иных заказчиков. После этого «Берма» заказывает экспертизу у Оренбургского эксперта Станислава Смирнова, который 11 июля делает вывод, что «включение в Единый госреестр объектов культурного наследия выявленного объекта культурного наследия не обосновано».
Вскоре после этого, 8 августа 2022 года, появляется распоряжение регионального правительства № 388пр (на сайте облправительства оно отсутствует) «об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия «Дом мещанина А.А.Башанова» в единый государственный реестр», и 21 августа дом был полностью снесен строительной компанией.
В своем иске Ирина Зубова отмечает, что считает экспертизу неполной и необъективной, нарушающей требования положения о государственной историко-культурной экспертизе, поскольку «эксперт не утруждал себя историко-культурными изысканиями», «в Ульяновск не выезжал, а пользовался присланными ему от заказчика материалами». Истец считает, что эксперт «целенаправленно действует в интересах заказчика» (ООО «Берма»). «О „работе по заказу“ С.Е.Смирнов лично сообщил журналисту информационного канала „Эхо Москвы в Оренбурге“»,— подчеркивает истец. «В сделанных выводах отсутствуют объективность, законность и независимость эксперта», как того требует закон, и «они не могут быть использованы для решения вопроса о невключении в единый государственный реестр объектов культурного наследия», отмечается в иске.
Госпожа Зубова просит суд признать незаконным распоряжение правительства Ульяновской области № 388, которое, по ее словам, было основано на необъективной экспертизе и послужило основанием для сноса уникального дома.
Позицию ответчика узнать не удалось. Денис Герасимов пояснять «Ъ» позицию управления не пожелал и от комментариев категорически отказался.
В беседе с «Ъ» Ирина Зубова сказала, что признание распоряжения облправительства незаконным хотя бы позволит спасти другие объекты, на которые также уже имеются «отрицательные» экспертизы Станислава Смирнова, и которые, вероятно, также готовятся к сносу. Она также отметила, что, по ее мнению, необходимо корректировать федеральное законодательство, чтобы не позволять компаниям, заинтересованным в сносе домов, становиться заказчиками экспертизы. Управление, по ее словам, должно было само проводить экспертизу, а не доверять ее заинтересованным лицам, «но управление все время жаловалось на отсутствие для этого средств».
Зампред гордумы Ульяновска, юрист Денис Седов заметил, что ситуация «с экспертизами от заказчика» похожа на случаи спорных моментов с занятием застройщиками зеленых зон общего пользования. В ситуации с домом А.А.Башанова он назвал «странной и непонятной» процедуру, «когда объект сначала включается в перечень выявленных объектов культурного наследия, а потом тем же государственным органом исключается», «причем это готовит орган, который должен стоять на охране объектов культурного наследия». «И второе — не должно юрлицо, заинтересованное в освобождении площадки под строительство, заказывать экспертизу. Думаю, есть смысл глубже погрузиться в эту тему и сформулировать законодательную инициативу, чтобы не позволять застройщикам быть заказчиками экспертизы»,— сказал депутат.