«Очень важно сохранять рабочие места и уровень заработных плат»
Глава ФНС Кубани Алексей Семенов — о перспективах развития фискальной системы
Руководитель управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю Алексей Семенов рассказал «Ъ-Кубань» о собираемости налогов в краевой бюджет в текущем году, предложениях властей региона по изменению фискального законодательства для предпринимателей-«фантомов», а также о тренде к постепенному освобождению бизнеса от ведения налогового учета.
— Какой за минувшие месяцы этого года можно подвести итог по собираемости налогов?
— По сравнению с прошлым годом динамика по собираемости налогов по итогам восьми месяцев 2022 года сохраняется положительная, причем в бюджеты всех уровней.
По данным УФНС России по Краснодарскому краю, в консолидированный бюджет РФ в целом по Краснодарскому краю поступило 317,5 млрд руб. налоговых доходов (на 2,1% больше, чем в прошлом году).
В федеральный бюджет мобилизовано 93,1 млрд руб., в том числе плательщиками, администрируемыми налоговыми органами края, перечислено 41,6 млрд руб. налоговых доходов (это выше уровня аналогичного периода прошлого года на 2,9 млрд руб., или на 7,4%).
В консолидированный бюджет края (краевой бюджет в совокупности с муниципальными) перечислено 219,5 млрд руб. налогов и платежей, администрируемых налоговыми органами (рост к прошлому году на 25,6 млрд руб., или на 13,2%). В краевой бюджет перечислено 170,4 млрд руб. налоговых платежей (рост на 13,1%, почти на 20 млрд руб.), плановое задание исполнено на 108,3%.
В местные бюджеты поступило 49,1 млрд руб., что на 13,5% больше, чем в прошлом году.
В структуре налоговых доходов наибольший вес всегда приходится на налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Его доля на протяжении ряда лет составляет порядка 40% от всех налогов, которые поступают в бюджет края. В местных бюджетах уровень НДФЛ еще значительнее и может превышать и 60%. Поэтому очень важно сохранять количество рабочих мест и уровень заработных плат.
Второй бюджетообразующий налог — налог на прибыль, потом уже идут имущественные налоги, налоги с упрощенной системы налогообложения. Есть определенные изменения по динамике поступления налога на прибыль, особенно по крупным налогоплательщикам: банкам, нефтегазовым, торговым компаниям, при этом от компаний, работающих в сфере торговли, мы наблюдаем рост поступлений.
Видео-версия интервью с руководителем управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю Алексеем Семеновым
— Как в текущем году изменилось положение налогоплательщиков как физических, так и юридических лиц? С чем это связано?
— Сегодня на бизнес оказывают давление внешние экономические и геополитические факторы. Это очевидно, потому что кардинально меняется логистика, система проведения банковских транзакций, номенклатура товаров, контрагенты. Что касается изменений налогового законодательства, то они в большей степени направлены на создание мер налоговой поддержки для бизнеса. ФНС старается серьезно анализировать, где возникают трудности для налогоплательщика в текущей ситуации, и реализует возможные формы помощи. Перечень предпринимаемых мер большой.
— Какие из льгот, послаблений, преференций, установленных этом году законодателями, стали наиболее востребованными?
— С 1 марта этого года введен мораторий на проведение проверок по контролю за применением контрольно-кассовой техники (ККТ). На территории края зарегистрировано 195 тыс. аппаратов ККТ. В 2021 году по данной тематике было проведено более 3 тыс. проверок, из которых 93% — с выявленными нарушениями. В настоящий момент проверки по данной тематике мы не проводим. При этом мониторим применение плательщиками ККТ с помощью сервиса ФНС России, а по выявленным в онлайн-режиме нарушениям проводятся профилактические мероприятия в виде вынесения предостережения.
С апреля по сентябрь введен мораторий на банкротство.
Сегодня приоритетом в работе налоговых органов становится содействие реструктуризации задолженности. Один из механизмов выхода из сложной экономической ситуации для добросовестного налогоплательщика — заключение мирового соглашения. В текущем году при содействии налоговых органов было заключено 22 мировых соглашения на сумму 141 млн руб., и на сегодняшний день по ним погашено 137 млн руб. задолженности.
Также для снижения рисков неплатежеспособности налогоплательщиков в период с марта по июнь налоговые органы не приостанавливали операции по счетам в банке при взыскании задолженности, а меры принудительного взыскания задолженности принимались в предельные сроки, установленные НК РФ.
Сегодня приоритетом в работе налоговых органов становится содействие реструктуризации задолженности.
В настоящее время меры принудительного взыскания принимаются в обычном режиме. Вместе с тем в случае поступления мотивированного обращения налогоплательщика срок принятия решения о взыскании может быть также продлен до предельных.
С 4 марта 2022 года возобновил свою работу Региональный ситуационный центр (РСЦ), созданный в 2020 году для принятия мер по снижению негативных последствий ограничений из-за коронавируса. Основная тематика обращений, поступивших в РСЦ (69%),— предоставление отсрочки по уплате налогов и перенос сроков применения мер взыскания задолженности.
Поэтому мы активно проводим работу по предоставлению отсрочки либо рассрочки по уплате налогов. Это позволит высвобожденные средства направить в оборот компаний. С 1 января отсрочка была предоставлена 13 налогоплательщикам края на общую сумму 517 млн руб.
«Поэтому мы активно проводим работу по предоставлению отсрочки либо рассрочки по уплате налогов. Это позволит высвобожденные средства направить в оборот компаний»
Еще одна востребованная мера поддержки для быстрого возвращения средств в оборот компаний — возмещение НДС из бюджета за 2022–2023 годы в заявительном порядке без представления банковской гарантии. Этим можно воспользоваться, если сумма заявленного возмещения не превышает сумму уже уплаченных налогов и сборов за предыдущий год (на разницу свыше этой суммы нужна банковская гарантия или поручительство). Всего на середину сентября мы таким образом вернули в оборот компаний порядка 4,4 млрд руб.
Для отдельных отраслей экономики были перенесены в проактивном (беззаявительном) порядке сроки уплаты по страховым взносам (по предварительной оценке, объем предоставленных в текущем году преференций составит порядка 19 млрд руб.) — по упрощенной системе налогообложения (общая сумма перенесенных платежей — 1,6 млрд руб.). Кроме того, на территории Краснодарского края для налогоплательщиков налога на имущество организаций срок уплаты авансовых платежей за I квартал 2022 года продлен до 1 июля 2022.
Предусмотрены меры поддержки и для физических лиц. В текущем году служба существенно сократила сроки получения налоговых вычетов гражданами нашей страны. Срок проведения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ сократился с трех месяцев до одного месяца, а срок исполнения заявления на возврат — с 10 дней до одного дня. Для нас это была серьезная задача, но мы справились. В I полугодии 2022 года осуществлено более 330 тыс. проверок деклараций 3-НДФЛ и произведено около 150 тыс. возвратов, а за аналогичный период прошлого года проверено 295 тыс. деклараций и осуществлено около 100 тыс. возвратов.
— Давайте поговорим об инициативе губернатора края Вениамина Кондратьева, касающейся индивидуальных предпринимателей из других регионов, которые получают доход на территории края. Он предложил «завести» их налоги в бюджет того субъекта, где они извлекают прибыль.
— Да, действительно, у предпринимателей, которые применяют упрощенную систему налогообложения, в настоящее время отсутствует обязанность регистрироваться и уплачивать налоги по месту осуществления деятельности. Налоговые органы достаточно часто устанавливают случаи, когда индивидуальный предприниматель зарегистрирован на территории другого субъекта РФ, а имеет объекты собственности и ведет свой бизнес на территории Краснодарского края.
По предварительным оценкам сумма выпадающих доходов из бюджета края только по ИП, ведущим бизнес на Черноморском побережье, составляет почти 3 млрд. рублей (УСН – 2,6 млрд руб., «агентский» НДФЛ – 0,2 млрд руб.).
Наш регион является основным курортным регионом России, на территории которого развита структура гостиничного бизнеса, туристических услуг, общественного питания, и, конечно же, было бы логично, если налог по УСН, подлежащий уплате от оказания данных услуг на его территории, и НДФЛ с работников поступал в бюджет края и был направлен на развитие курортной инфраструктуры региона.
По предварительным оценкам, сумма выпадающих доходов из бюджета края только по ИП, ведущим бизнес на черноморском побережье, составляет почти 3 млрд. руб. (УСН — 2,6 млрд руб., «агентский» НДФЛ — 0,2 млрд руб.).
— Возможно ли применить к таким предпринимателям механизм, аналогичный тому, который применяется к юридическим лицам, и возложить на них обязанность регистрировать что-то вроде обособленных подразделений?
— Дело в том, что обособленные подразделения, так же как и индивидуальные предприниматели, производят уплату налога по УСН по месту нахождения организации, а не по месту нахождения подразделения (месту осуществления деятельности). При этом НДФЛ с работников «обособки» перечисляют в бюджет по месту своего нахождения.
Вопрос распределения налога по упрощенной системе налогообложения предполагает дискуссию: необходимо определить, будет ли необходимость в регистрации по месту осуществления деятельности, должен ли вестись раздельный учет или применяться какие-то нормативы распределения суммы налога.
Но что касается распределения НДФЛ, то здесь, мне кажется, ситуация прямо очевидная: он должен полностью оставаться в регионе деятельности, в регионе, где человек работает по трудовому договору.
— А не получится ли так, что из-за предпринимателей из Краснодарского края, которые работают в других субъектах, бюджет Кубани потеряет поступления?
— Вопрос в том, что на сегодня нет точных статистических данных, так как нет учета предпринимателей по месту ведения деятельности. Возможно, так и произойдет. Наш анализ мы строили только на основе данных об объектах на черноморском побережье, где достаточно серьезно развита инфраструктура гостиничного комплекса, общественного питания, розничной торговли, но я не думаю, что Краснодарский край здесь проиграет. В любом случае обязанность уплачивать налоги по месту осуществления деятельности — это справедливо.
Но вместе с тем следует иметь в виду, что законодатель изначально предусмотрел УСН как налоговый режим льготного характера, направленный не только на ослабление налогового бремени, но и на упрощение ведения налоговой отчетности, снижение административных издержек налогоплательщиков при взаимодействии с налоговыми органами. Таким образом, при рассмотрении данного вопроса нужно предусмотреть, чтобы изменения не привели к увеличению издержек налогоплательщиков и государства на их ведение.
— Видите ли вы еще какие-то резервы для наполнения краевого бюджета? Например, планируете ли вывести из тени неофициальных арендодателей?
— Резервы есть, но вопрос не так просто решается, так как, с одной стороны, мы должны соблюсти права плательщиков и не обременить их дополнительной нагрузкой, а с другой стороны, необходимо обеспечить наполнение консолидированного бюджета края.
Налоговый кодекс формирует правовое поле для легального бизнеса, если бизнес нелегальный, то это уже работа для правоохранительных органов. И это очень серьезный вопрос. Налоговая служба может собрать большое количество данных, которые есть в наших базах, но для того чтобы провести мероприятия, нужны соответствующие инструменты, над разработкой которых мы работаем.
Выводу из теневой экономики способствует новый режим налогообложения для самозанятых. На сегодняшний день 250 тыс. самозанятых уже осуществляют деятельность на территории края, в их числе и те, кто сдает недвижимость (жилые помещения) в аренду. Суммы налога к уплате небольшие (4%, если услуга оказывается для физлиц, и 6%, если для юридических лиц). Таким образом, физические лица, которые никогда не были предпринимателями, легализуют свой доход и приобретают официальный статус самозанятого.
Аналогичным способом выходят из тени и граждане, осуществляющие такой вид деятельности, как предоставление услуг такси. В рамках отраслевого проекта по легализации водителей такси количество ставших на учет самозанятых-таксистов выросло за полтора года с 8,7 тыс. до 30 тыс. (в краевой бюджет уплачено 129 млн руб.).
В рамках отраслевого проекта по легализации водителей такси количество ставших на учет самозанятых-таксистов выросло за полтора года с 8,7 тыс. до 30 тыс. (в краевой бюджет уплачено 129 млн руб.).
— Можно наблюдать в последнее время, что налоговая служба внедряет все больше электронных сервисов. Можно ли сказать, что она превращается в некую IT-платформу?
— Сегодня в налоговых органах есть возможность организовать полностью безбумажный, защищенный и юридически значимый документооборот с налогоплательщиками.
Электронное взаимодействие — это не только круглосуточное представление налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговый орган, но и направление писем, запросов, предоставление ответов. Всего на сайте ФНС функционирует свыше 60 сервисов, они позволяют существенно экономить время, снижают издержки налогоплательщиков на получение информации и налоговых органов на администрирование. Самые востребованные — это, конечно, личные кабинеты.
По данным УФНС по Краснодарскому краю, доля деклараций, представленных в электронном виде, равна 90% (в I полугодии этого года из 1,5 млн деклараций 1,4 млн поступили в электронном виде). Доля услуг (справок, актов сверок), представленных в электронном виде, достигла 99%.
Также с начала года служба начала выпуск квалифицированных электронных подписей для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов. За это время более 82 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей Краснодарского края получили электронные подписи, что составляет 85% взаимодействующих со службой в электронном виде. Ежедневно налоговые органы Кубани выпускают около 500 новых подписей. В ближайших перспективах планируется возможность перевыпуска подписи без личного присутствия через личный кабинет, а также использование электронной подписи физического лица на основании машиночитаемой доверенности, заверенной руководителем.
— У нас большая страна, и налоговые законы в разных субъектах имеют отличия, например, по транспортному налогу. Сниженные налоговые ставки в отдельных субъектах гарантируют ли рост их собираемости?
— Собираемость налогов ежегодно прирастает благодаря повышению уровня налоговой грамотности граждан и более осознанного отношения предпринимательской среды. Что касается налоговых ставок, предоставления налоговых преференций, то в разных регионах страны ситуация разная. Мое мнение, что ставки необходимо выровнять, а льготы исключить из налогового законодательства. Льготы можно было бы заменить на персональные субсидии или адресные выплаты из бюджета в зависимости от категории социального статуса физического лица. Должна быть равная и справедливая система, и это повлияет на формирование бюджетов как муниципалитетов, так и регионов и федерации в целом.
«Мое мнение, что ставки необходимо выровнять, а льготы исключить из налогового законодательства. Льготы можно было бы заменить на персональные субсидии или адресные выплаты из бюджета в зависимости от категории социального статуса физического лица»
— В апреле—мае на Кубани было зафиксировано снижение собираемости НДФЛ. Связано ли это с ростом налоговых вычетов?
— Думаю, да. Но к этому вопросу нужно подходить комплексно. Я приведу вам статистику по имущественным налоговым вычетам.
В I полугодии 2022 года произведено около 150 тыс. возвратов НДФЛ на общую сумму 9,3 млрд руб., это на 3,5 млрд руб. больше, чем в I полугодии 2021 (около 100 тыс. возвратов на общую сумму 5,8 млрд руб.).
На данную ситуацию повлияло несколько факторов: упрощение процедуры возврата, сокращение процедуры срока проведения КНП, возможность представления документов «не выходя из дома» посредством использования сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» и, в том числе, повышение общей финансовой грамотности населения.
Следует отметить, что в этом году впервые применен упрощенный порядок получения налогового вычета (упрощенный порядок распространяется на НДФЛ при покупке жилья, погашении процентов по ипотеке и по операциям на индивидуальном инвестиционном счете). Для этого не нужно заполнять декларацию 3-НДФЛ и собирать пакет документов, подтверждающих право на вычет. Вся необходимая информация по вычетам поступает от банков (ВТБ, «Альфа-Капитал», РСХБ, «Тинькофф Банк», «Сбербанк»). Вычеты предоставляются проактивно. Система автоматически анализирует данные внешних источников и программных комплексов ФНС и выгружает в Личный кабинет предзаполненное заявление на вычет. Камеральная проверка таких заявлений — месяц, на возврат налога отводится 15 дней. С помощью упрощенного вычета возврат НДФЛ получили более 5,5 тыс. налогоплательщиков.
Хочу также отметить, что сокращение срока проведения камеральной налоговой проверки в 2022 году стало приоритетным направлением работы налоговых органов в случае представления налогоплательщиком декларации и документов.
В I полугодии через Личный кабинет было направлено 272 тыс. налоговых деклараций — это на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года (I полугодие 2021 года — 183 тыс. деклараций).
— А что сейчас происходит с доходами граждан?
— В целом мы видим, что фонд оплаты труда вырос к первому полугодию прошлого года на 15%.
— Не фиксируете ли вы закрытия организаций?
— Существенных изменений по количеству зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2022 году по сравнению с 2021 годом не наблюдается. По состоянию на начало июля количество юридических лиц снизилось на 4,8 тыс. (4,5%) и составило 103,6 тыс. Данное снижение связано с проводимой работой в крае по выявлению компаний, имеющих признаки недействующего юридического лица, и исключению их из ЕГРЮЛ.
При этом количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 12,5 тыс. (6,1%) и составило на начало июля 218,1 тыс. Увеличение численности индивидуальных предпринимателей прежде всего связано с временным приостановлением в 2022 году работы по исключению из ЕГРИП недействующих ИП. Так, например, в I полугодии 2021 года было исключено 12 115, а в I полугодии 2022-го — 585 индивидуальных предпринимателей.
Географическое положение, развитая инфраструктура, устойчивый рост жилищного строительства позволяют Краснодарскому краю демонстрировать высокие показатели динамики миграционных процессов. Край занимает 3-е место в России по увеличению населения за счет миграции (по данным Росстата за I полугодие 2021 года).
За последние 10 лет, по данным налоговой отчетности, количество физических лиц, состоящих на учете в Краснодарском крае, увеличилось на 1 млн 320 тыс. (24,5%), в том числе по месту жительства на 27,6% (1 млн 330 тыс.).
— В каком направлении далее будет развиваться налоговая система? Какие сервисы будут внедряться в дальнейшем?
— ФНС планирует постепенно отказаться от налоговых деклараций, беря работу по расчету налогов на себя. С 1 января 2021 года уже отменена обязанность по представлению юридическими лицами деклараций по налогу на землю и транспортному налогу. Налоговые органы самостоятельно формируют расчет и направляют информацию об исчисленных суммах налогов. Если налогоплательщик согласен с ним, то акцептует его, если имеются возражения, тогда будет запущена процедура по оспариванию.
Новый налоговый режим в качестве эксперимента уже запущен на территории четырех субъектов. Речь идет о так называемой автоматизированной упрощенной системе налогообложения (АУСН), при которой отчетность почти полностью отменяется, а налоги рассчитываются автоматически.
Со следующего года у нас внедряется институт Единого налогового счета. Вместо заполнения большого количества реквизитов в платежных поручениях будет использоваться только два: сумма платежа и ИНН. Перечисленные денежные средства будут автоматически распределяться налоговыми органами в счет уплаты обязательных платежей.
Также мы ориентируемся на создание новых условий и для макро-, и для микробизнеса. Для макробизнеса предусмотрели новую систему предварительного налогового контроля — налоговый рулинг (мотивированное мнение налогового органа, которое отражает его позицию по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и направляется организации при проведении налогового мониторинга. — «Ъ-Кубань»). Для микробизнеса работает большое количество сервисов: налоговые калькуляторы и личные кабинеты.
Все предпринимаемые меры направлены на создание среды взаимного доверия между бизнесом, населением и службой. Каждый сервис будет строиться для налогоплательщика, его запросов и проблем, с обязательной обратной связью.
Контрольная работа сегодня уже строится не на использовании санкционных инструментов в отношении налогоплательщиков при совершении ими налоговых нарушений, а на выстраивании диалога с бизнесом и замене мер карательного характера на превентивные, цель которых — побудить налогоплательщиков к добровольному уточнению своих налоговых обязательств. Мы считаем, что это позволит эффективнее предотвращать потери доходов бюджета в будущем.
Читайте нас в Telegram