ГИБДД делится рычагами управления
МВД корректирует правила экзаменов для водителей
Водительскую медсправку не нужно будет получать для сдачи экзаменов в ГИБДД. Это следует из проекта постановления правительства, подготовленного МВД. Медкомиссию все равно предстоит пройти, но информацию о здоровье граждан ГИБДД получит в электронном виде от Минздрава. Этим же постановлением Госавтоинспекция планирует ужесточить правила пересдачи на права и ввести новую процедуру «приостановления» экзамена.
Опубликованный проект постановления с новыми правилами проведения экзаменов в ГИБДД разработан в развитие поправок в закон «О безопасности дорожного движения». Последний существует пока в виде проекта, запланированного к рассмотрению Госдумой в октябре. Планируется, что водительские медкомиссии будут передавать в информационную систему Минздрава выданные гражданам заключения. Таким образом, медсправки станут электронными, ГИБДД будет сама запрашивать необходимые данные.
В проекте постановления, которое должно вступить в силу 1 марта 2023 года вместе с законом, медсправка исключается из перечня документов, которые нужно предъявлять гражданину в ГИБДД.
При этом от прохождения медкомиссии гражданин не освобождается. Но это освидетельствование не станет единственным источником информации о его здоровье. Если у водителя выявляется медицинское противопоказание к вождению (например, при диспансеризации или медосмотре обнаружилось серьезное ухудшение зрения) либо ранее выданная медсправка была аннулирована, а он не пришел на повторную комиссию, удостоверение будет считаться недействительным. Если гражданин снова сядет за руль, он будет привлечен по ст. 12.7 КоАП за управление авто без прав (штраф — 5–15 тыс. руб., при этом машина отправляется на штрафстоянку).
Проект содержит ряд других новшеств. Если кандидат в водители не сдал один из экзаменов с третьей попытки, следующий шанс ему предоставят не ранее чем через полгода (сейчас переэкзаменовка разрешается через месяц), но не позднее чем через девять месяцев (сейчас крайний срок — три месяца). Решение, по данным “Ъ”, связано с высокой нагрузкой, которую создают плохо подготовленные граждане на экзаменационные подразделения в ходе многочисленных пересдач.
Вводится также новый перечень оснований для приостановления проведения экзамена и выдачи прав.
Процедуру приостановят, к примеру, если между экзаменом и выдачей прав у гражданина кончился срок действия паспорта или медсправки. Нужно будет получить свежий документ и получить услугу. Отказ фотографироваться также будет основанием для приостановления процедуры.
Описывается, кто может находиться за дублирующими органами управления во время экзамена: если собственник машины — ГИБДД, то полицейский, если автошкола, то инструктор (иногда он сам является владельцем машины). В последнем случае машина должна быть оборудована сигнализирующей системой. При любом касании дублирующих педалей будет загораться лампочка и раздаваться звук: все фиксируется на видео и аудио. Это должно исключить случаи, когда инструктор «помогает» ученику сдать экзамен с помощью дублирующих педалей. Сейчас проконтролировать такое нарушение сложно даже с учетом видеозаписи в салоне машины.
Также ужесточается схема обмена иностранных прав на российские: приезжие водители грузовиков и автобусов должны будут предъявить в ГИБДД документ, подтверждающий обучение и прохождение экзамена в автошколе.
Подобное решение обсуждается ГИБДД уже давно в связи с высокой аварийностью по вине водителей-мигрантов.
Обязательное обучение следует ввести и при обмене прав категории B из-за большого количества приезжих таксистов, которые также часто попадают в ДТП, считает президент Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева. Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева поддерживает норму, позволяющую инструктору находиться за дублирующими органами управления учебной машины. Из-за действующего запрета, поясняет она, фактические собственники автомобилей (80% экзаменов проводятся на машинах автошкол) в случае угрозы ДТП не могут вмешаться с заднего сиденья. Госпожа Шутылева напоминает, что автошколы предоставляют автомобили на экзамены «на безвозмездной основе»: установка сигнализации наверняка потребует оформления изменения конструкции учебных авто, что является само по себе сложной процедурой.