Дилеры учат китайский
Пермские автоцентры делают ставки на машины из Поднебесной
Два региональных автохолдинга открыли официальные салоны китайских машин в Перми: Verra запустила свой второй центр Exeed, а «Экскурс» — FAW. Обе группы ранее не специализировались на китайских автомобилях, продавая европейские, японские и американские бренды. За последние годы «китайцев» начали продавать в Прикамье многие дилеры, а боевые действия и дефицит иномарок активизировали этот процесс. Участники рынка прогнозируют дальнейший рост продаж китайских автомобилей, однако тенденции на этом рынке будут во многом зависеть от политической обстановки в мире и стране.
За последние недели сразу два региональных дилера объявили об открытии официальных салонов китайских автомобилей. 1 октября холдинг Verra (Toyota, Lexus, Porsche, Exeed) открыл свой второй центр Exeed, рассказала «Ъ-Прикамье» гендиректор компании Анна Бояршинова. Салон работает по ул. Героев Хасана, 81. Минувшим летом Verra запустила автоцентр Exeed в Березниках. Как считает госпожа Бояршинова, скептическое отношение к китайским машинам сменилось на доверие еще в 2019–2020 годах, когда рынок наблюдал пик популярности этих авто. «Причиной его уже тогда стала растущая надежность, а также повышение дистрибьюторами требований к стандартам, инфраструктуре и обслуживанию. Китайские автомобили заняли топовые позиции в авторитетных рейтингах качества и безопасности»,— подчеркнула Анна Бояршинова. Она считает, что при решении вопросов доступности, ценообразования и покупательской способности клиентов китайские компании имеют шансы на серьезное увеличение доли рынка.
21 сентября официальным дилером китайского бренда FAW стал и холдинг «Экскурс» (Volkswagen, Skoda, Chevrolet). Салон FAW открылся по ш. Космонавтов, 361. Управляющий «Экскурса» Роман Кибасов констатировал «ожидаемый» интерес к марке FAW, но прогнозировать продажи китайского бренда не стал. «В портфеле нашего холдинга скоро появятся еще новые бренды. Работа в этом направление ведется очень плотно»,— сообщил собеседник. По словам господина Кибасова, в нынешних условиях автохолдинги оформляют дилерство отечественных и китайских брендов. «Мы видим, какие трансформации происходят на рынке, и стараемся оперативно на них реагировать. Китайский автопром очень сильно вырос с точки зрения качества продукта и, на мой взгляд, имеет все шансы занять высокие позиции на нашем рынке»,— подчеркнул управляющий «Экскурса».
В конце февраля — начале марта большинство иностранных автопроизводителей объявили о прекращении отгрузок машин в Россию из-за неопределенности, связанной с военной операцией РФ на Украине. В марте, на фоне санкций пермский авторынок начал стагнировать. По итогам первого полугодия продажи новых машин в Пермском крае сократились на 60%. Региональные дилеры, столкнувшиеся с дефицитом поставок иномарок из Европы, Японии и Южной Кореи, стали все чаще выбирать китайские бренды.
Однако спрос на китайские авто рос и до начала боевых действий на Украине. За последние годы «китайцев» в Перми стали продавать «Дав-авто», «Автопрестиж», «Джили Обухов» — все это дилеры Geely. «Сатурн-Р-Авто» предлагает потребителям Haval. Если «ФАВ Центр Пермь» является единственным официальным дилером китайского FAW в регионе, то Exeed, кроме Verra, продают также «Демидыч» и филиал тюменского холдинга «Восток Моторс». «Телта-МБ» в 2019 году получила дилерство грузовиков Foton, правда, теперь отказалась от него. Официальным центром Foton в Перми является «Хит моторс». Компания «Демидыч», основанная в 2004 году, продает только китайские автомобили, в портфеле дилера Haval, Chery, Exeed, Changan, JAC и Dongfengmotor.
По данным сервиса «Авито Авто», по итогам 2021 года в Пермском крае на 9,5% (к уровню 2020-го) выросли продажи китайских машин с пробегом. Согласно сведениям агентства «Автостат», за первую половину этого года из общего объема проданных новых авто доля китайских машин в Прикамье составила почти 7% (420 машин). По итогам сентября рост продаж в РФ показали китайские марки Haval (+3,6%), Geely (+3,3%), Exeed (в 7,4 раза), Changan (+17,2%) и JAC (+16,5%).
Эксперты связывают переход автосалонов на «китайцев» со сложившимся дефицитом давно известных автобрендов. «С начала продаж первых китайских машин прошло 20 лет, и за это время автомобили из Поднебесной заметно выросли в качестве»,— обратил внимание директор компании «Демидыч» Владислав Никитин. Он полагает, что доля китайских авто на пермском рынке будет расти и дальше, а тенденции на этом рынке будут во многом определяться мировой политической обстановкой в мире и стране. «Планируется выход на рынок новых китайских брендов и увеличение модельного ряда у JAC, Changan, Dongfengmotor. Бренды, которые были представлены на рынке в меньшем объеме по сравнению с Haval и Chery, тоже будут занимать свою нишу»,— сообщил Владислав Никитин.