«Ретейл в телекоме — динамичный, сложнопредсказуемый и по-настоящему живой организм»

Tele2 сфокусируется на развитии цифровых сервисов самообслуживания

Доля онлайн-торговли в сфере услуг мобильной связи занимает около 10% от общего объема продаж. Какие перспективы у направления e-commerce, стоит ли ожидать сокращения традиционных точек продаж и как меняется торговая сеть компании, рассказал директор макрорегиона «Волга» Tele2 Алексей Сидоров.

Алексей Сидоров, директор макрорегиона «Волга» Tele2

— Алексей, в последние годы ретейлеры активно совмещают онлайн- и офлайн-форматы работы. Как отразились новые тренды на продажах услуг и товаров мобильной связи и изменились предпочтения ваших клиентов?

— С началом пандемии мы отмечаем снижение трафика в торговых центрах, где расположена часть нашей розницы. В то же время посещения стали более целевыми. Если раньше проводить время в ТЦ было своеобразным образом жизни — многие приезжали туда погулять, посмотреть, может быть, что-то купить по акции или со скидкой, то сейчас покупатель приходит, заранее зная, что ему нужно. То есть на смену импульсивному шопингу пришел осознанный. Получив предварительно информацию через интернет о товаре или услуге, покупатель идет в офлайн-магазин с уже сформированным запросом и четкими пожеланиями. И работа консультанта на точке заключается в том, чтобы подтвердить или опровергнуть выбор потенциального покупателя.

Безусловно, онлайн-торговля получила хороший импульс для развития. В то же время мы пересмотрели свой подход к работе традиционной розницы и активно внедряем digital-сервисы, позволяющие покупателям самостоятельно принимать решения без навязывания каких-либо товаров или услуг со стороны продавцов.

Мы уже начали менять розницу: в ряде ТЦ работают салоны формата 3.0 — современные digital-шоурумы.

Здесь нет привычной печатной рекламной продукции: вся информация по продуктам, тарифным планам, покрытию сетью, актуальным акциям есть на специальных интерактивных экранах. С мобильными устройствами можно познакомиться на открытых стендах, протестировать их возможности, сравнить и сделать выбор.

— Если люди стали более осознанно выбирать мобильные устройства и гаджеты, как это отразилось на продажах?

— Мы анализируем общее число посетителей и количество клиентов, которые пришли к нам именно за покупками или услугами связи. И видим, что показатель конверсии растет. Нельзя сказать, что в условиях очень насыщенного и конкурентного рынка увеличился и объем продаж, но и глобального падения мы не видим. Наши точки продаж по-прежнему популярны, и после снятия антиковидных ограничений показатели эффективности продаж восстанавливаются. Часть людей, безусловно, остались в онлайне, они покупают устройства на интернет-площадках, пользуются службами доставки и другими онлайн-сервисами. Мы также идем в ногу со временем, отвечаем ожиданиям наших клиентов, работаем с ведущими маркетплейсами, предлагаем через них свои услуги.

— Как правило, в крупных торговых центрах точки всех сотовых операторов расположены рядом. Насколько сложно конкурировать в таких условиях?

— Конкуренция есть, но она идет всем на пользу. При отсутствии конкуренции не было бы того уровня сервиса, который мы сейчас имеем на российском рынке. У разных операторов может быть сопоставима стоимость популярных моделей телефонов, но при этом у каждой компании есть свои уникальные особенности, позволяющие занимать свою долю рынка. В числе наших преимуществ — уровень сервиса, современные салоны и их выгодное расположение.

Если раньше Тele2 «вставала» там, где уже были торговые точки «большой тройки», то сейчас наши партнеры открывают салоны там, где начинаем работать мы.

— Вы используете big data только для своих маркетинговых исследований или предлагаете эту информацию сторонним клиентам и партнерам?

— У нас накопился большой объем различной аналитики, который позволяет понимать предпочтения наших клиентов: где они совершают покупки, отдыхают, в какое время они это предпочитают делать и так далее. Big data анализирует обезличенный массив данных более чем по 200 критериям. На основании этих данных мы формируем различные решения для бизнеса, и мы готовы этой информацией делиться. Например, можем предложить «коробочное» решение для анализа туристических потоков. В России произошло заметное изменение туристических предпочтений, и в условиях роста внутреннего туризма каждый регион стремится привлечь максимальное количество гостей. Но для этого необходимо понимать интересы и ожидания туристов, знать, как они приезжают в регион, где они предпочитают жить, как проводят время. Например, приезжая в Нижегородскую область, ограничится ли гость только Нижним Новгородом или путешествует по всему региону. В ретейле использование сервисов big datа может быть полезно, чтобы отслеживать пики покупательской активности клиентов. Для муниципальных нужд могут быть полезны различные решения, позволяющие, например, грамотно заниматься организацией дорожного движения.

— Какую долю онлайн-торговля сейчас занимает в общем объеме продаж и услуг?

— Думаю, около 10%, и в обозримом будущем она еще немного вырастет. Сейчас «реактивное» развитие рынка мобильных устройств остановилось. Вспомните, как быстро он менялся вслед за новыми технологиями. Сначала в 2000-х годах появились кнопочные телефоны, потом у мобильников появились цветные дисплеи, полифония, затем мир завоевали смартфоны. Сейчас в техническом плане пока нет новых прорывов. Постоянно приходить в салон, чтобы тестировать новые устройства, нет необходимости. Если не произойдет каких-то глобальных изменений с появлением кардинально нового продукта, какая-то часть покупателей перейдет в онлайн. Но и обычные салоны связи останутся.

— Планируете ли вы с ростом онлайн-торговли сокращать общее количество салонов?

— Ретейл — это абсолютно живой организм. В сфере продаж точно так же часть отживших клеток отмирает, вместо них появляются новые. Мы в первую очередь смотрим на эффективность работы наших торговых точек и на изменение трафика. Построили в городе новый офисный или торговый центр, открылась новая станция метро — появились новые потоки людей. А мы должны быть там, где есть люди. Но каких-то глобальных сокращений розничной сети мы не планируем.

ООО «T2 Мобайл»

Реклама

Вся лента