«Для создания нового искусства не все средства хороши»
Дмитрий Буткевич — о перформансе с горящей картиной Фриды Кало
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает, зачем коллекционер Мартин Мобарак сжег работу мексиканской художницы.
Утверждают, что мексиканский коллекционер Мартин Мобарак дотла сжег рисунок, выполненный знаменитой — тоже мексиканской — художницей Фридой Кало, исключительно в рамках своего проекта Frida.NFT. На прошлой неделе региональное интернет-издание Arte Capital разместило в Twitter видео, демонстрирующее сам процесс горения.
Мероприятие (или это был перформанс?) прошло в квартире Мобарака в Майами на частной вечеринке с участием 200 человек. Рисунок Fantasmones sinisteros (Зловещие призраки, 1944 год) вынули из конверта, поместили в стакан для мартини с сухим льдом … и сожгли. При этом эксперт публично идентифицировал работу — признал ее подлинность. На странице FAQ — часто задаваемых вопросов — Frida.NFT утверждают: «Картина была навсегда перемещена в метавселенную 30 июля 2022 года».
По утверждениям веб-сайта, платформа Frida.NFT помогает финансировать художественные учреждения, с которыми работал Мобарак, включая Музей Фриды Кало в Мехико и Дворец изящных искусств там же. А вот Национальный институт изящных искусств и литературы Мексики опубликовал заявление, в котором отрицается, что Дворец когда-либо получал пожертвования или работал с Мобараком. До сих пор почему-то неясно, получал ли музей Фриды Кало финансирование от Мобарака в прошлом. Да там вообще все не очень прозрачно.
Является ли сам рисунок подлинным? Мексиканские власти заявили, что планируют провести расследование. Если они обнаружат, что он настоящий, у Мобарака могут возникнуть реальные проблемы с законом. «В Мексике преднамеренное уничтожение художественного памятника является преступлением с точки зрения федерального закона об археологических, художественных и исторических памятниках и зонах»,— говорится в заявлении Института. Так что для создания нового искусства, каким, вероятно, является метавселенная или NFT, не все средства одинаково хороши.