«Оставаться наедине с новостями точно не стоит»

Губернатор Аксенов, рэпер Птаха, пранкер Вован о том, как справляться с потоком негативной информации

Согласно опросу ФОМ, 70% россиян пребывают в состоянии тревожности. «Ъ» спросил ньюсмейкеров, что их спасает от плохих новостей.

Сергей Аксенов, глава Крыма:

Фото: Алексей Смагин, Коммерсантъ

— Нет времени тревожиться. Нужно делать дело. Перед нами стоят масштабные задачи, поэтому всю энергию и ресурсы стараюсь направить на их реализацию. Сейчас у каждого из нас есть своя работа. Отвлекаться от нее — непозволительная роскошь.


Владимир Кузнецов (Vovan 222), пранкер:

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

— Переключаю тревогу на поиск чего-то нового в текущей ситуации и стараюсь использовать существующие реалии как время для новых возможностей. Надо попытаться не закрыться в себе, а подумать, что в этот период можно сделать такое, что не получилось бы в прошлом.


Евгений Коган, инвестбанкир, профессор НИУ ВШЭ:

Фото: "Коммерсантъ FM"

— Рецептов универсальных нет. Отвлечься помогает работа, постоянный поиск того, что нужно сделать, какие бенефиты можно из этого получить.

В трудное время мы не имеем права раскисать, для детей мы обязаны быть Акелами. Помогает не только работа, но и спорт, чтобы выгонять адреналин. Наконец, надо пройтись по своей записной книжке, подумать, кто твои союзники, трезво оценить свои силы, перестроиться на другое действие, специальность при необходимости. Такие перемены тоже могут отвлечь от суеты и от нервов.


Елена Ханга, теле-, радиоведущая:

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

— Мы с подругами по Zoom почти год каждый день занимаемся зарядкой, хотя я ранее никогда ее не делала. Это мобилизует и придает заряд положительной энергии на весь день, защищая от депрессии, которая охватила многих моих друзей. Наверное, было бы неплохо еще сходить поплавать или долго погулять по живописным тихим местам. К сожалению, последнее в центре города в принципе невозможно.


Андрей Ватутин, генеральный директор баскетбольного клуба ЦСКА:

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

— Термин «спасение» вряд ли подходит к нынешней ситуации. Как известно, это дело самих утопающих, поэтому стараюсь держаться на воде. Плавучесть помогают сохранять дети — Вероника и совсем маленькая Катя. Помогает наша большая семья, в которой собраны четыре поколения. Наконец, простое общение с коллегами и друзьями не дает захлебнуться.

А вот оставаться одному наедине с новостями точно не стоит. Это худший вариант самоизоляции, так сказать, погружение без всплытия.


Ольга Молчанова, профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ:

Фото: hse.ru

— Стараюсь ограничить время, посвященное чтению политических новостей, прошу мужа прекратить постоянно их обсуждать со мной, концентрируюсь на работе и семье.

Есть базовые варианты действий, когда эмоции захлестывают.

Первое: проявить эмоции. Сделать то, что хочется: забраться под стол и тихонько повыть минут 20. Техника хорошая, ею пользуются все дети, но вот в рабочих ситуациях слабо применимая.

Второе: подавить эмоции. Мы так обычно и поступаем. Путь тупиковый. Не всегда получается, отнимает много сил и резко снижает эффективность действий.

Третье: пережить эмоции, пересказывая их другим. Хороший путь, но жалко других и чревато тем, что вас могут неправильно понять или усилить ваши эмоции, добавляя к ним свои, навязать дискуссию с острыми эмоциональными реакциями.

Эмоции часто возникают потому, что человек не может или не умеет дать адекватный ответ на ситуацию. Тревога — это страх неопределенного и неконтролируемого будущего. Снизить ее можно, только сделав будущее предсказуемым и контролируемым.

Нужно сосредоточиться на ближайших делах. Мне кажется, что поддерживать близких — это самое главное, что мы можем в данной ситуации.


Дмитрий Мариничев, интернет-омбудсмен:

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

— Не вижу в этом серьезной проблемы и даже не думаю об этом. Важна не сама новость, а ваше отношение к тому, что в ней сообщено. Я ничем не ограничиваю себя с точки зрения потребления информации. Много читаю, присутствую в социальных сетях, анализирую и постоянно контролирую свое отношение к тому, что сообщено, и прежде всего эмоции.


Давид Нуриев, рэпер Птаха:

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

— Семья, друзья и музыка. Я, как и многие, наверное, прошел сначала через состояние страха, потом — через отрицание вместе со страхом. А сейчас воспринимаю происходящее как данность и стараюсь не забивать себе этим голову. Вроде как адаптировался. Но я такой человек, который считает, что все в руках Бога.


Александр Архангельский, искусствовед:

Фото: Архив Александра Архангельского

— Вера в Бога, в человека и в наш народ. В наше время, к сожалению, многие видят только зло и, теряя веру, оказываются без опоры. Цунами не остановить, но в момент удара важно быть способным действовать вместе, а после удара стихии важно опять же совместно исправлять последствия.

Иван Айвазовский, практически погибая в момент кораблекрушения в Бискайском заливе, отмечал детали бушующего моря и выжил. Он думал не о себе в этот момент. И впоследствии картина «Девятый вал» запечатлела не только самый страшный удар стихии, но и надежду на спасение, которое олицетворяют пробивающееся сквозь тучи яркое солнце и мачта в образе креста.


Валерий Баринов, народный артист России:

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

— Ничего не спасает. Раньше помогал футбол, а сейчас про него даже не вспоминаешь. Меня не покидает ощущение, что мир летит непонятно куда и никто не хочет тормозить. Но надо жить, работать! Не прятаться же под одеяло или плакать в подушку?

Мне предложили, и я, конечно же, выступал на передовой в Донбассе, перед мобилизованными и в госпиталях в Ростове-на-Дону и в Волгограде. Сейчас настолько много выступлений, что как только сажусь в поезд или в самолет, то сразу ухожу в сон. Но и это не спасает от тревоги. Я же понимаю, что от нас что-то скрывают. А хочется знать правду, как реально обстоят там дела. Иначе как мне доверительно разговаривать с теми, кто из зала уходит на передовую или вернулся раненым?


Сергей Габестро, генеральный директор АО ЭТС, портал «НЭП-Фабрикант»:

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

— Меня от тревожных новостей спасает художественная литература — я постоянно прослушиваю аудиокниги. И еще, конечно, работа. Если ты во все это погружен — дурных мыслей не будет.

Группа «Прямая речь»

Вся лента