Армению поторапливают с востока и запада
Мирный договор между Ереваном и Баку стал ближе
На границе Армении и Азербайджана уже в октябре начнет работать гражданская миссия ЕС. Стоящие перед нею задачи — «укрепить доверие» между сторонами конфликта и «внести вклад в работу комиссий», занимающихся делимитацией границы. Об этом было объявлено в пятницу по итогам встреч, состоявшихся накануне на пражском саммите Европейского политического сообщества — нового формата, предложенного президентом Франции Эмманюэлем Макроном. Москва тем временем все более открыто выражает недовольство «геополитическими интригами» Запада, предлагая свои рецепты деэскалации в Закавказье.
Из заявлений, прозвучавших по итогам пражских встреч (подробнее см. “Ъ” от 7 октября), следовало: наиболее интересные события на полях первого саммита Европейского политического сообщества разворачивались вокруг армяно-турецкого и армяно-азербайджанского урегулирования. Так, по итогам первой личной встречи премьера Армении Никола Пашиняна и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана армянская сторона дала понять: обе стороны нацелены на скорейшее открытие сухопутной границы для граждан третьих стран, а также на «осуществление прямых авиагрузоперевозок между Арменией и Турцией». «Наша встреча с Пашиняном прошла в душевной обстановке»,— сказал, в свою очередь, господин Эрдоган.
Еще одной важной встречей стали четырехсторонние переговоры Никола Пашиняна, азербайджанского и французского президентов Ильхама Алиева и Эмманюэля Макрона, а также главы Евросовета Шарля Мишеля. «Армения и Азербайджан подтвердили свою приверженность Уставу ООН и Алма-Атинской декларации от 1991 года, посредством которых обе стороны признают территориальную целостность и суверенитет друг друга. Они подтвердили, что это послужит основой для работы комиссий по делимитации и что следующее заседание этих комиссий состоится в Брюсселе до конца октября»,— говорится в итоговом заявлении.
Азербайджанский политолог Фархад Маммадов в беседе с “Ъ” назвал это совместное заявление крайне важным. «В нем впервые отмечается взаимное признание территориальной целостности со ссылками на Устав ООН и Алма-Атинскую декларацию. Это один из пяти принципов, которые предложил Азербайджан для основы текста мирного договора,— напомнил эксперт.— Таким образом, Азербайджан фактически подводит Армению к отказу на официальном уровне от территориальных претензий к Азербайджану и обязательству не выдвигать такие претензии в будущем».
Армянский политолог Давид Арутюнов в целом согласился с такой трактовкой: «Действительно, Ереван и ранее заявлял о том, что признает территориальную целостность Азербайджана, но впервые подобная констатация зафиксирована в документе. В контексте давления Азербайджана на Ереван это, безусловно, уступка требованиям Баку по исключению карабахской тематики из повестки переговоров». Господин Арутюнов предположил, что Баку на этом не остановится и потребует включения в мирное соглашение «более жестких и однозначных формулировок».
Вторая часть совместного заявления не менее, а возможно, даже более важна: «Армения выразила согласие поддержать гражданскую миссию ЕС вдоль границы с Азербайджаном. Азербайджан согласился сотрудничать с упомянутой миссией в той мере, в какой это будет его касаться. Миссия начнет свою работу в октябре, сроком максимум на два месяца. Цель миссии будет заключаться в укреплении доверия и помощи пограничным комиссиям посредством своих докладов».
В чем смысл обозначенного срока работы миссии — два месяца,— Ильхам Алиев дал понять сразу. «Время идет. Хоть первая встреча глав МИДов (в Женеве 3 октября.— “Ъ”) не принесла успеха, считаю, что это положительный шаг. Думаю, если в ближайшее время будет принято решение, если две стороны начнут работу над текстом мирного договора в рамках рабочих групп, то до конца года мы можем выйти на договоренности»,— сказал он в интервью азербайджанским телеканалам. Но, по словам господина Алиева, это произойдет лишь в том случае, «если у армянской стороны будет воля».
Что будет в случае отсутствия такой воли, президент Алиев не сказал, но собеседники “Ъ” в Баку убеждены: будут «односторонние действия Азербайджана», под которыми следует понимать новое обострение.
«Если и в этот раз согласованные дедлайны будут нарушены, то, как и прежде, Азербайджан будет действовать в одностороннем порядке в соответствии со своей повесткой. В приоритете — демилитаризация Карабаха, приостановка ресурсной поддержки Арменией армянского населения Карабаха и уточнение позиций на границе»,— сказал Фархад Маммадов.
Между тем армянский политолог Давид Арутюнов в разговоре с “Ъ” назвал появление миссии ЕС на границе «ударом по позициям Москвы, так как пограничная тематика до сих пор находилась полностью в ведении российской стороны». «В то же время остаются неясными реальные механизмы работы миссии. Это, а также срок ее работы может говорить об ограниченном характере инициативы. То есть, скорее всего, пока речь не идет о создании долгосрочного и эффективного механизма поддержания безопасности на границе»,— добавил он.
В Москве пражскую встречу без внимания не оставили. «Наши всеобъемлющие предложения (по мирному договору.— “Ъ”) переданы Баку и Еревану. Как мы уже сообщали, спецпредставитель министра иностранных дел России Игорь Ховаев совершил серию поездок в регион для консультаций по данной теме»,— заявила на фоне переговоров в Праге представитель МИД РФ Мария Захарова. «Что касается западных подходов к мирному соглашению между Азербайджаном и Арменией, то, на наш взгляд, они представляются не вполне сбалансированными, а о роли некоторых западных посредников и говорить даже не хочется, потому что назвать их посредниками мира невозможно,— добавила она.— Мы понимаем, что геополитика подразумевает также элемент игры, маневрирования, но мы против геополитических интриг, которые ведут к опасному срыву ситуации».
В настоящее время ЕС и Россия продвигают свои концепции урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Как отмечают информированные дипломатические источники “Ъ”, в переговорном процессе фигурируют два подхода к мирному урегулированию.
Российский проект договора предполагает разрешение всех существующих проблем между Арменией и Азербайджаном, притом что вопрос определения статуса Нагорного Карабаха будет отложен в долгий ящик. Тема будущего определения статуса непризнанной республики отражена в п. 15 российской версии договора, которая была представлена сторонам конфликта Игорем Ховаевым. Власти Армении дали свое согласие на российский вариант, но Азербайджан отверг его, ибо Баку считает проблему Карабаха решенной и к вопросу его статуса в Азербайджане не желают возвращаться.
Затем Москва, по данным “Ъ”, обновила свой проект договора: теперь вопрос статуса Карабаха предлагается затронуть не в самом документе, а в дополнительных протоколах к нему. Пока неизвестно, как на это отреагировали в Ереване и Баку.
Европейская формула, как отмечают источники “Ъ”, более всеобъемлющая и в ней никак не затрагивается статус Карабаха. Брюссель выступает за установление прямого диалога между Степанакертом (столицей непризнанной Нагорно-Карабахской республики) и Баку, предлагая некие механизмы для вовлечения в этот диалог международных игроков. Однако как именно на деле будет это происходить в условиях дислокации в Карабахе российских миротворцев и жесткого противостояния с Россией, непонятно.
«Я уверен, что если мирный договор действительно будет заключен под эгидой Евросоюза, то это будет только видимость победы,— заявил “Ъ” старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин.— В риторическом признании странами территориальной целостности друг друга нет ничего сложного — это можно было сделать и год назад. Но самое интересное начнется потом, потому что определение границ — это не менее конфликтный вопрос, чем даже статус Карабаха. Делимитацию невозможно будет провести без России, потому что именно в ее Генштабе хранятся советские карты региона». По мнению эксперта, «если в действиях Азербайджана есть хоть какая-то логика, то Армения просто вредит себе, перепрыгивая с одного переговорного стола за другой» (то есть от России к Евросоюзу и обратно). «Если бы события развивались в одном дипломатическом треке, условия для Еревана могли бы оказаться куда более выгодными»,— уверен господин Притчин.