Почему Крымский мост важен для России

8 октября в шесть утра на Крымском мосту взорвался грузовой автомобиль, из-за чего были обрушены два пролета автомобильного полотна, ведущего из Краснодара в Керчь, а также повреждена железнодорожная линия. Власти рассматривают происшедшее как теракт. История строительства Крымского моста и его особое место для России — в справке «Ъ».

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Первый мост через Керченский пролив был построен во время Великой Отечественной войны, осенью 1944 года, однако уже в феврале 1945 года он был разрушен из-за движения льда из Азовского моря. В сентябре 1954 года через Керченский пролив была запущена паромная переправа. В дальнейшем вопрос о строительстве моста поднимался в 1970-е и 1990-е, однако не был решен из-за нехватки средств. С середины 2000-х постройка моста регулярно обсуждалась совместно российскими и украинскими властями.

После присоединения Крыма в марте 2014 года президент Владимир Путин дал поручение Министерству транспорта построить через пролив автомобильный и железнодорожный мост. За строительство отвечало «Управление федеральных автомобильных дорог "Тамань"», генподрядчиком было выбрано ООО «Стройгазмонтаж» (входит в группу компаний СГМ Аркадия Ротенберга). Стоимость проекта составила 227,9 млрд руб. Строить мост решено было не в самом узком месте пролива, как было с мостом 1944 года, а от Таманского полуострова к Керчи через остров Тузла. В декабре 2017 года в результате онлайн-голосования мост получил название «Крымский».

Непосредственно строительство началось в 2015 году. В июне 2017 года была завершена сборка судоходной арки железнодорожной части моста, в июле — сборка автодорожной части моста. В августе того же года железнодорожный арочный пролет был поднят на проектную высоту, в октябре установили пролет автодорожной арки. К началу 2018 года были установлены сваи под автомобильную и железнодорожную части моста, к апрелю была завершена укладка асфальта на автодорожной части. Открытие автодорожного моста состоялось в мае—октябре 2018 года, железнодорожного — в декабре 2019 — июне 2020 года.

Мост протяженностью 19 км стал самым длинным в России. Он обладает пропускной способностью 40 тыс. машин в день по четырем полосам (мост имеет по две полосы в каждом направлении) с максимальной разрешенной скоростью 90 км/ч, а также до 47 пар поездов в сутки. В целом за год по мосту можно перевезти до 14 млн пассажиров и 13 млн т грузов. Для судоходства были построены арочные пролеты высотой 35 м.

После открытия мост стал главным транспортным узлом между Крымским полуостровом и остальной частью России. За четыре года с его открытия Керченский пролив по мосту пересекли свыше 21 млн машин, в том числе 3 млн грузовиков и 233 тыс. автобусов. В августе 2022 года на мосту был установлен рекорд суточного трафика: 38,3 тыс. автомобилей. В январе—августе 2022 года в Крым через мост прибыло свыше 5,26 млн туристов: 83% воспользовались автомобилями и автобусами, 17% — железной дорогой. Президент Владимир Путин в своей речи на открытии моста в 2018 году назвал этот день «историческим» и заявил, что мост мечтали построить «еще при царе-батюшке».

Вся лента