Европа сжалилась над своей сталью
Очередной пакет санкций дал отрасли шанс на выживание
Новые европейские санкции в отношении металлургии вызывали опасение в большей степени у европейского бизнеса. Запрет российских полуфабрикатов привел бы к убыткам европейских металлургических заводов, которые уже страдают от высоких цен на газ. Еврокомиссия приняла компромиссное решение и разрешила России в ближайшие два года поставлять необходимый для работы объем стали.
Евросоюз 6 октября в рамках восьмого антироссийского санкционного пакета расширил запрет на импорт стальной продукции, включив стальные слябы. По этому виду продукции российские металлурги являются ключевыми поставщиками в Европу.
Впервые санкции коснулись российской металлургии в марте, когда был запрещен импорт широкой номенклатуры стальной продукции: непокрытого горячекатаного и холоднокатаного стального проката, белой жести, нержавеющих горячекатаных и холоднокатаных стальных листов, арматуры, катанки, стального уголка, железнодорожной продукции и ряда видов бесшовных и сварных труб.
Новые же санкции в отношении слябов устроены таким образом, что до 2024 года не скажутся на российском импорте. Квоты предусматривают, что с 7 октября 2022 года до 30 сентября 2023 года России разрешено экспортировать 3,75 млн тонн. Аналогичный объем предусмотрен с 1 октября 2023 года по 30 сентября 2024 года. Объем в 3,7 млн тонн соответствует уровню поставок 2021 года.
Россия и сляб
Стальной сляб — это полуфабрикат, который используется в производстве плоского проката. Крупнейшим поставщиком сляба в Европу является НЛМК Владимира Лисина. Компания поставляет стальные полуфабрикаты на заводы в Бельгии, Франции и Италии, которыми она владеет совместно с бельгийским инвестиционным фондом SOGEPA, и свой завод в Дании. В отчетности НЛМК говорится, что поставки слябов на европейские активы компании составляют 2,4 млн тонн в год. Бизнес-модель этих заводов основана на производстве проката из полуфабрикатов, выпускаемых на основной площадке в Липецке. Прокат, произведенный в Европе, продается там же. В «Ренессанс Капитале» считают, что утвержденный ЕС объем квот позволит компании комфортно продолжать поставки в Европу. Представитель НЛМК заявил, что в компании оценивают потенциальное влияние нового европейского пакета санкций, а производственные активы получили временную возможность продолжить свою работу.
Несогласие с ограничениями по импорту стали из России выразила Бельгия, которая добилась двухлетнего переходного периода. Там опасались роста безработицы из-за убытков металлургических заводов. Как уточняло издание Echo, на заводах НЛМК в Бельгии работает 1,2 тыс. человек.
Европейская сталь гнется под давлением
В случае резкого отказа европейская металлургия встала бы на грань выживания. Высокие цены на газ уже сокращают рентабельность сталелитейной отрасли. В сентябре Европейская ассоциация сталелитейной промышленности заявила, что высокие цены на газ и электричество угрожают жизнеспособности сталелитейного сектора в Европе. В заявлении указывается, что иностранные производители не сталкиваются с таким же ростом цен на энергию, что позволяет им демпинговать и увеличивать поставки в Европу. Это приводит к закрытию заводов, падению производства и сокращениям персонала.
Накануне решения ЕС ряд крупных металлургических компаний Европы просили Еврокомиссию отказаться от идеи запрета российских слябов. Девять компаний в своем письме говорили, что 80% импорта полуфабрикатов приходится на Россию и Украину. После остановки украинских заводов альтернативы поставкам из России нет. Доступные альтернативы включают несколько находящихся под санкциями заводов в Иране и несколько производителей в Америке, которые заняты на рынках США и Мексики.
Замену российским слябам найти оперативно сложно даже в Азии. По оценкам BCS, крупнейшими странами по экспорту и импорту полуфабрикатов являются азиатские страны, но они взаимодействуют между собой, поставляя в другие регионы незначительные объемы. Крупнейший экспортер Индия поставляет 5 млн тонн полуфабрикатов, а Китай с Тайванем импортирует около 17 млн тонн. Но возить сталь из Азии дорого, что делает российские поставки жизненно важными для европейской металлургии.