Гормоны вызывают каннибализм
Глаза королевского краба приоткрыли тайну его поведения
Ученые Национального научного центра морской биологии им. А. В. Жирмунского Дальневосточного отделения РАН получили новые данные о нейрохимической организации глазных стеблей красного королевского краба, сообщили в Минобрнауки.
Полученные результаты важны для развития аквакультуры ценного промыслового объекта, поскольку позволит ученым корректировать гормональную регуляцию роста и развития, нереста и линьки у коммерчески ценных видов ракообразных.
«При изучении самцов камчатского краба, обитающих в северо-западной части Тихого океана, в нейроэндокринном центре глазных стеблей впервые обнаружены такие нейротрансмиттеры, как дофамин, серотонин и ацетилхолин. Эти вещества могут действовать как локальные модуляторы и участвовать в регуляции секреции нейрогормонов в глазных стеблях ракообразных. Кроме того, они участвуют в синтезе и высвобождении пептидных гормонов»,— рассказали исследователи.
По мнению биологов, хоть нервных скоплений обнаружено очень немного, но имеющиеся нервные пучки генерируют сложную комбинацию гормонов и средств связи между нервными клетками. Именно этим обусловлено сложное поведение и даже каннибализм крабов.
Дальнейшие исследования и понимание специфических деталей строения и нейрофизиологии королевского краба сможет снизить количество проблем при регуляции популяции краба в естественной среде.
Красный королевский краб (Paralithodes camtschaticus Tilesius) является коммерчески ценным видом, относящимся к надотряду Anomura отряда Decapoda. Он обитает в Беринговом, Японском и Охотском морях, а также в северной части Тихого океана от полуострова Камчатка до Аляски. Помимо промысловой ценности королевский краб — уникальный объект для нейробиологических исследований, поскольку сложное пищевое поведение, процессы линьки, каннибализма, скорость роста и другие физиологические процессы зависят напрямую от уровня синтеза специфических гормонов и нейромедиаторов.
Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда.
Исследования проводились на площадках Дальневосточного центра электронной микроскопии и оптической исследовательской группы ИБР РАН и Инструментального центра биотехнологии и генной инженерии ФНЦЭАТБ ДВО РАН.