Космические фантазии

Дмитрий Буткевич — о выставке Александра Лабаса

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает, какие серии работ художника будут представлены в Санкт-Петербурге.

Фото: пресс-служба МИСП

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась камерная, но очень эффектная выставка «Фантазии Александра Лабаса». Как нетрудно понять из названия, выставка посвящена работам Александра Лабаса (1900-1983 годы). Александр Аркадьевич был одним из основателей Общества станковистов (ОСТа), учеником Казимира Малевича, Василия Кандинского и Петра Кончаловского.

Вообще его считали, помню, своего рода «передатчиком традиций русского авангарда». Он преподавал во ВХУТЕМАСе, а в 1930-е работал как театральный художник: как и многих авангардистов, его обвиняли в формализме, и выставляться не позволяли. Только в 1976 году в Москве прошла первая персональная выставка Лабаса.

Нынешний проект составили работы, которые в Петербурге раньше не экспонировали. Они хранятся в семье художника, принадлежат Фонду Александра Лабаса и Раисы Идельсон. Говорит Алиса Лабас, внучка художника, соорганизатор фонда и куратор выставки: «Нам очень интересно было привести для петербуржцев именно такого Лабаса — неизвестного, из мастерской, из его творческой лаборатории; и для любимого дедушкой петербургского зрителя приоткрыть завесу в эту мастерскую, чтобы люди могли увидеть его эксперименты, исследования. Работы, представленные на выставке, датируются несколькими десятилетиями. Поэтому можно видеть эволюцию творчества художника. И не только в портретной сфере, в сфере изучения инопланетных жителей, но и цветовые композиции, которые впоследствии будут влиять на все работы художника».

В экспозиции представлено сразу несколько серий Лабаса. Среди них «Цветовые композиции», «Жители отдаленных планет» и, собственно, «Фантазии». Большинство показанных композиций представляют размышления художника о полетах в космос, межзвездных путешествиях, инопланетных жителях. Интересно, что создавались, вернее, «выдумывались» эти композиции художником практически одновременно с началом освоения космического пространства.

Алиса вспоминает слова дедушки: «В чем я уверен, так это в том, что с каждым десятилетием мои работы будут более и более понятны. А через 50 или 100 лет — вот тогда они зазвучат в полную силу, и все увидят в них наше время».

Вся лента