13 октября в повторный прокат выходит фильм режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли». Это единственный советский и российский фильм, который получил главный приз Каннского кинофестиваля. Повторный показ пройдет в рамках проекта «"Мосфильм. Золотая коллекция" в кино». По просьбе «Ъ» кадры со съемок прокомментировал режиссер современных фильмов о войне Александр Котт. Взгляд нового поколения и кадры со съемочной площадки — в фотогалерее «Ъ».
Исполнительница главной роли Татьяна Самойлова пришла на пробы по приглашению оператора фильма Сергея Урусевского. Он заметил ее в кинокартине «Мексиканец». Необычная внешность Самойловой и ее актерские способности поразили режиссера и оператора. Против выступил автор пьесы «Вечно живые» и сценария «Летят журавли» Виктор Розов. Он видел в этой роли актрису со светлыми волосами, такими же, как у его невесты — прообраза главной героини Вероники. Позже Розов признал, что оказался не прав На фото: режиссер фильма «Летят журавли» Михаил Калатозов и исполнительница главной роли Татьяна Самойлова во время съемок
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
По словам режиссера Александра Котта, фотограф поймал момент, когда снимали проход солдат по воде. По сложности исполнения он сравнивает съемки с операторского крана с «общевойсковыми операциями». Нужно не только затащить кран в непроходимые места, но и предусмотреть все, чтобы он не утонул. Под колеса закладывают доски, а с противоположной стороны от оператора и его помощника подвешивают грузы. Они помогают сохранять равновесие. Если операторская группа встает или плохо закрепленный груз неожиданно падает, кран и камера могут просто перевернуться
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Как рассказал Александр Котт, операторские тележки чаще всего возят по специальным рельсам. Но при движении спиной вперед они могли попасть в кадр и испортить его. В итоге члены съемочной группы фильма «Летят журавли» тащили тележку с оператором, осветителем, камерой и софитом сами — почти как бурлаки на Волге
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
По словам Александра Котта, во времена съемок «Летят журавли» пленка была менее чувствительной, чем сейчас. Чтобы изображение не выглядело контрастным, кинематографисты использовали огромные осветительные приборы. «Проблема в том, что они светят в лицо и слепят актера. Очень сложно работать», — рассказывает режиссер
На фото: режиссер Михаил Калатозов за кинокамерой «Родина»
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Во время сцены с дракой исполнитель главной роли Алексей Баталов сильно повредил себе лицо ветками и оказался в больнице. На съемках гибели его героя Баталов несколько раз падал навзничь и оказывался в ледяной воде
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
По замечанию Александра Котта, на фото попал момент, когда снимали пожар в разбомбленном доме. Сцена длится несколько минут. Все это время камера должна находиться в движении и работать непрерывно. Так как подключиться к розетке невозможно, операторская группа использовала аккумулятор. На фото это огромный ящик на тележке
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Сцены в квартире родителей Бориса снимали в специально построенной декорации. По словам Александра Котта, съемочный период раньше длился долго — сложно найти подходящие квартиры и выселить оттуда жителей на весь срок съемок. Зато в павильоне «Мосфильма» можно снимать даже ночью
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Режиссер Александр Котт говорит, что обед на площадке — самое интересное время. Для большинства членов съемочной группы это возможность выдохнуть, а для режиссера и оператора — походить и решить, что снимать дальше. «Видно, что кормят из тарелок. Раньше ведь не было пластиковой посуды», — замечает он
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Некоторые сцены снимали с Крымского моста в Москве. По словам Александра Котта, если снимать со штатива, камера «смотрит» по диагонали, и в таком положении невозможно снять, что происходит под мостом. Чтобы камера «смотрела» строго вниз, ее надо перекинуть через перила. Вместо штатива оператор Сергей Урусевский использовал простые доски. Самой известной его технической находкой стали круговые операторские рельсы. Он сконструировал их и впервые использовал именно на съемках «Летят журавли»
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Режиссер Клод Лелуш: «Фильм не устарел ни в чем, по-прежнему великолепен. Я не видел более прекрасного фильма из России. Думаю, я в принципе не видел фильма лучше этого. Не кино, а чудо»
На фото: актриса Татьяна Самойлова на съемках картины
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»