Попали в десятку

Объем нижегородской интернет-торговли вырос до 65 млрд рублей

По итогам восьми месяцев 2022 года нижегородцы потратили на интернет-покупки почти 65 млрд руб. Объемы онлайн-продаж в регионе выросли на 46% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а Нижегородская область входит десятку российских регионов по этому показателю. Эксперты отмечают, что после ухода из России иностранных брендов увеличился приток российских марок на электронные торговые площадки, за счет чего маркетплейсы смогли увеличить ассортимент более чем на треть. Однако отмечается и большое количество жалоб на продажу контрафакта и действия мошенников, которые похищают деньги покупателей, маскируясь под известные торговые площадки. Сами маркетплейсы готовы ужесточить работу с недобросовестными продавцами.

Ковидный и постковидный периоды увеличили продажи онлайн-площадок

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Жители Нижегородской области с января по август 2022 года потратили на покупки с помощью интернета 65 млрд руб. Это на 46% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, когда объем онлайн-торговли в регионе составил 45 млрд руб., сообщили «Ъ-Приволжье» в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

По словам президента ассоциации Артема Соколова, Нижегородская область сегодня входит в первую десятку самых активных регионов России в сфере интернет-торговли.

По объемам продаж она занимает седьмое место, опередив в ТОП-10 Самарскую область, Татарстан и Красноярский край (первое место занимает Москва).

В общероссийском обороте интернет-торговли доля Нижегородской области составляет 2,1%. Большая часть покупок (96%) приходится на российские площадки, оставшиеся 4% — трансграничная торговля. Год назад это соотношение было 92% и 8%. В общем объеме розничных продаж онлайн-торговля составляет 10,4%, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2021 года на 2,4 процентных пункта. Первая пятерка наиболее популярных товаров полностью соответствует общероссийским предпочтениям — электроника и бытовая техника, мебель, одежда и обувь, продукты питания, товары для красоты и здоровья.

«Из-за ухода с рынка ряда международных компаний, блокировки западных соцсетей, где многие предприниматели вели продажи, все маркетплейсы отмечают увеличение числа активных продавцов в 2,5–5 раз. Наибольший приток произошел в период с марта по май. По большей части новые продавцы — это именно региональные продавцы, среди которых локальные российские бренды, небольшие фабрики и индивидуальные предприниматели. С приходом новых продавцов маркетплейсы расширили свой ассортимент более чем на треть. Максимальное количество товаров, которые сегодня предлагают площадки, — более 400 млн позиций. На маркетплейсах сегодня покупают все — от изделий народных промыслов до товаров ушедших брендов», — рассказал господин Соколов.

По данным агентства маркетинговых исследований Data Insight в первую пятерку крупнейших маркетплейсов в России вошли Wildberries, Ozon, AliExpress Россия, «СберМегаМаркет» и «Яндекс.Маркет». Их доля составляет 69% общего числа онлайн-заказов. Объем продаж первой пятерки в первом полугодии России вырос на 73% и составил более 500 млрд руб.

Руководитель отдела продаж «СберМегаМаркет» Антон Сиземин отметил, что одной из главных тенденций становится стремление продавцов сотрудничать с несколькими маркетплейсами, чтобы увеличить оборот.

В среднем каждый продавец работает с двумя торговыми площадками, а каждый второй из них намерен в ближайший год выйти на новую. «Это началось с крупных продавцов, а сейчас мы видим, что небольшие компании и индивидуальные предприниматели занимаются тем же самым», — отметил эксперт.

По словам Артема Соколова, летом 2022 года в адрес интернет-площадок шел поток жалоб о большой доле контрафакта. «Создается впечатление, что весь контрафакт ушел на маркетплейсы. Но если говорить объективно, то электронная торговля занимает всего 10% от общего ритейла. Вряд ли можно говорить, что весь контрафакт продается через интернет-площадки», — заметил глава АКИТ.

Заместитель руководителя по взаимодействию с органами власти Ozon Мухаммед Хамуков сообщил, что компания делает все, чтобы максимально пресечь продажу контрафакта.

«При наличии обоснованных претензий к продавцам со стороны правообладателя мы закрываем карточки товаров, делаем внушения о том, что продавец может быть полностью заблокирован на торговой площадке. Но этого недостаточно, поэтому мы начали обмениваться с другими торговыми площадками информацией о злостных нарушителях, у которых продажа контрафакта уже установлена государственными органами», — пояснил господин Хамуков.

Еще одной проблемой электронной коммерции стали действия мошенников. «Самая распространенная схема — фишинговые сайты. Злоумышленники практически полностью копируют ресурсы известных интернет-магазинов: на этапе оплаты покупки клиент оказывается на мошенническом шлюзе и лишается денег», — отметил Артем Соколов.

По его словам, Минцифры РФ совместно с АКИТ в ближайшее время организует работу по мониторингу фишинговых сайтов. В систему этого мониторинга будет попадать ежедневно до 900 новых ресурсов, и подозрительные ресурсы можно будет быстро заблокировать.

«В перспективе пожаловаться на фишинговые сайты россияне смогут и через портал госуслуг», — подытожил эксперт.

Андрей Репин

Вся лента