«Жизнь сама все расставила по местам»

Дмитрий Гронский — об уходе Nissan

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Гронский рассказывает о том, как японский автопроизводитель открыл завод в России и почему принял решение покинуть отечественный рынок.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Nissan стал очередной автомобильной компанией, которая устала ждать, когда, наконец, закончится то, что сегодня происходит, и объявила об уходе с российского рынка. В официальном релизе этот уход назван «неминуемым», как будто все было предопределено уже давно. На самом деле в начале марта Nissan заявил лишь о «временной приостановке» работы». А в середине лета даже назначил нового управляющего директора, в чьи обязанности входили ключевые направления бизнеса Nissan в России: продажи, маркетинг, развитие дилерской сети и послепродажное обслуживание. Но все же — уход.

Компания Nissan официально ведет бизнес в России с конца ХХ века, но сотрудничать концерн начал еще с Советским Союзом в 1983 году. В 2006-м на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) было достигнуто соглашение о строительстве в Северной столице предприятия марки.

Заработал завод в 2009-м. Его потенциальная мощность составляла 100 тыс. автомобилей в год, но выпускалось значительно меньше. Самым успешным стал 2018-й, когда с конвейера сошло 56,5 тыс. машин. Локализация продукции завода достигала 64%, то есть предприятие давало возможность прилично зарабатывать и российским «смежникам».

На церемонии открытия завода в 2009 году тогдашний губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко назвала это событие «нашим ответом мировому экономическому кризису», если помните, он случился осенью 2008 года. А глава правительства России Владимир Путин, тоже принимавший участие в мероприятии, даже прокатился на новеньком седане Nissan Teana. Журналисты тогда спросили: лучше ли этот автомобиль недавно приобретенной им «Нивы»? На что премьер-министр справедливо заметил, что «это две разные машины, сравнивать которые нельзя».

Но жизнь, как говорится, сама все расставила по местам, показав, что есть в этом мире непреходящие ценности. Из-за невысокого спроса выпуск Nissan Teana на заводе в Санкт-Петербурге завершился еще в 2016 году. А «Нива» сегодня — один из самых востребованных автомобилей на российском рынке.

Вся лента