Сооснователь, генеральный продюсер и СЕО Sila Sveta Алексей Розов
о том, как создать международную креативную студию и сделать ее успешной
В 2007 году Алексей Розов со своим другом основал студию Sila Sveta. С тех пор компания создала сотни масштабных проектов по всему миру, используя новейшие технологии. Алексей рассказал нам, как интерес к новому и профессиональная команда помогли создать студию интерактивных медиа, для которой нет ничего невозможного.
Алексей, расскажите, с чего все началось? Как появилась Sila Sveta?
15 лет назад я встретился на Таганке со своим другом и партнером Александром Усом и он предложил подключиться к их работе со слайдовой проекцией – заниматься бизнесом совместно. Я уволился из компании, в которой тогда работал, и присоединился к нему. До создания этого бизнеса мы с Александром уже работали вместе – занимались торговлей техники. Потом на некоторое время наши пути разошлись, но, когда мы начали заниматься Sila Sveta, опыт ведения бизнеса у нас уже был.
Все началось не с идеи, а с технологии: были слайдовые проекторы, которые позволяли проецировать огромные изображения на здания. Изначально ребята думали заниматься проекционной рекламой. Но это не сработало, потому что проекция как формат актуальна только в темное время суток, а тогда все уходят домой и реклама никому не интересна. И поэтому наша команда начала делать проекционные шоу. Первым моим проектом стало шоу “Симфония белых ночей” на здании биржи на Стрелке Васильевского спуска в Санкт-Петербурге. Потом появилась технология видеомэппинга и специальные компьютерные программы, которые позволили создавать более масштабные проекты, и студия начала использовать их. В какой-то момент мы с командой начали экспериментировать с форматом: делали уже не просто проекции, а 3D-объекты. Потом к этому подключился свет, интерактивные инструменты, и сейчас Sila Sveta объединяет множество мультимедийных технологий для создания совершенно разных проектов. На данный момент созданная мной и Александром студия реализовала более 600 проектов в 35 странах и получила больше 150 премий.
Думали ли вы, когда начинали, что создадите крупнейшую продакшн-студию в стране?
В фильме «Призрак в доспехах» есть потрясающий момент: героиня смотрит на город, и он весь сияет мультимедийными технологиями. Вот и нам казалось, что мы будем делать много разных мультимедийных проектов и в будущем наша работа будет выглядеть как этот город. Какого-то большого стратегического плана у нас не было, мы всегда шли по наитию. Просто видели, где еще можно что-то нарисовать, спроецировать или представить зрителю с помощью мультимедиа, и делали все больше и интереснее.
Насколько на начальном этапе работы креативного агентства важен опыт в индустрии? С какими сложностями вы столкнулись?
Мы, конечно, учились по ходу работы. Первыми были слайдовые проекты; технике работы со слайдовой пушкой научился, а дальше – свобода творчества. Сейчас, конечно, экспертность стала важна, потому что мы работаем с крупными проектами вроде презентации новой модели Lexus в Саудовской Аравии, где нужно выстраивать сам запуск и PR-программу. Тут уже есть законы, нужно правильно создавать материалы для участия в тендерах и т.д.
Был ли у вас пример для подражания, когда вы начинали?
Не было больших корпораций, на которые хотелось равняться. Но меня всегда вдохновляли шоу, которые ставятся на открытие и закрытие Олимпийских игр. Я хотел, чтобы мы стали теми, кто сделает эти шоу. Когда мы начинали, был такой режиссер – Дэвид Аткинсон. Он как раз сделал пару шоу для Олимпийских игр и приезжал в Москву с шоу для “Альфа-банка”. Для нашей студии он был примером для подражания. Также мы следили за успехами больших западных компаний. Сегодня Sila Sveta стала одной из крупнейших мультимедийных студий и реализует масштабные проекты: запуск новой модели Samsung Galaxy Unpacked в Сан-Франциско, создание инсталляций в парке "Раздолье" в Москве, сценический дизайн концерта Halsey на фестивале Coachella в Лос-Анджелесе.
Расскажите, какие проекты компании Вы считаете наиболее значимыми?
Каждый созданный проект так или иначе попадал в портфолио. Но из ключевых могу назвать тур с Philip Morris в 2012 году, когда мы проехали по 14 городам России, устраивая вечеринки для молодежи с выступлениями иностранных артистов. Мы с командой тогда сильно набрались опыта: пришлось много летать, перевозить оборудование, подстраиваться под специфику каждого клуба. В результате мы научились как работе на площадках с разными монтажными особенностями, так и работе с большой корпорацией в виде Philip Morris. Второй значимый для меня момент – это присоединение к Digital October и переезд с “Крыши мира” на “Красный октябрь”, где студия находится по сей день.
Вы не только генеральный продюсер, но и СЕО компании. Что входит в ваши задачи на этой должности?
Я курирую все проекты от и до: начиная от общения с клиентом и заканчивая финальной реализацией, то есть все процессы переговоров, создание брифов, бюджетирование и так далее. А также обсуждаю планы развития компании со своими партнерами и решаю внезапно возникающие проблемы. В рамках выстраивания коммуникаций внутри команды в мои задачи входит поиск и найм менеджеров и профессиональных сотрудников, обеспечение платежеспособности компании, а также руководство всеми маркетинговыми инициативами во время роста и расширения компании.
Еще очень важной частью моей работы, как СЕО, является общение с клиентами. Важно не только сделать для них уникальный проект, но и создать условия, при котором компания захочет возвращаться в Sila Sveta снова и снова. Так, например, мы готовим контент для презентаций новых продуктов Samsung уже на протяжении пяти лет.
Какой вы видите свою продакшн-студию через 10 лет?
Мы будем осваивать разные мультимедийные технологии и одновременно работать над креативом в студии, чтобы с помощью этих технологий реализовывать будущие идеи. Также в будущем мы планируем разделить точки продажи и производства, расшириться и создать филиалы в нескольких регионах. В ближайшее время будет создан альтернативный продакшн для реализации международных проектов и команда поедет на Кипр. Регионы для экспансии мы выбираем, ориентируясь на то, откуда к нам поступают запросы. На данный момент мы планируем создавать офисы в Дубае и Америке, в будущем рассмотрим Индонезию.
Какие есть риски при экспансии за рубеж?
Когда релоцируешь куда-то людей, ты берешь на себя большую ответственность за их комфорт. Очень важно все заранее продумать и просчитать. Ты должен выбрать людей, которые действительно будут там с тобой работать. Также нельзя просто взять и закрыть зарубежный офис: работники начинают выстраивать за границей жизнь, поэтому если что-то идет не так, нужно за долгое время предупреждать об этом сотрудников.
Какие принципы в работе для вас наиболее важны?
В нашем бизнесе самое важное – это крутая команда. Мы постоянно учимся и экспериментируем, стараемся все время работать с новыми форматами и обогащать портфолио разнообразными кейсами. Мы стремимся к максимально возможной экспертности в разных сферах. Сейчас мы развиваемся в проектах, связанных с экспириенсом, которые с помощью технологий рассказывают истории или вызывают у зрителя эмоции. Также мы продолжаем делать сервисные кампании по запросам заказчиков.