«Мы заинтересованы в развитии коммерческой, индустриальной и жилой недвижимости»
Коммерческий директор «Альфа-Сервис» Наталья Карасева — о перспективах рынка клининговых услуг
Несмотря на высокий уровень конкуренции на рынке facility management (FM), в России только несколько десятков крупных компаний имеют достаточный опыт, квалификацию и наработанные технологии оказания клининговых услуг. Коммерческий директор клининговой компании «Альфа-Сервис» и руководитель контрольного комитета СРО «Ассоциация клининговых и фасилити-операторов» Наталья Карасева рассказала «Ъ-Коммерческая недвижимость» о том, с какими трудностями сталкиваются крупные игроки рынка FM-услуг и какие законодательные изменения позволят их преодолеть.
— С какими основными сложностями в настоящее время сталкиваются игроки рынка facility management?
— В первую очередь стоит сказать, что рынок FM-услуг в России является высококонкурентным. По нашим подсчетам, в отрасли оперирует более 6 тыс. юридических лиц. Высокий уровень конкуренции связан в том числе с достаточно низким порогом входа: ежегодно появляется большое число новых игроков, которые работают, например, в секторе государственных закупок. Требования к квалификации и опыту работы при госзакупках не играют большой роли, а победитель определяется исключительно по минимальной стоимости.
Кроме того, параллельно с процессом появления новых клининговых компаний часть игроков FM-услуг вымывается с рынка из-за жесточайшей ценовой конкуренции, обусловленной рентабельностью на уровне буквально нескольких процентов. Соответственно, любая форс-мажорная ситуация, например просроченная дебиторская задолженность, крупные затраты на ремонт техники, приводит к тому, что у компании возникает кассовый разрыв и она не имеет возможности исполнять свои обязательства.
В то же время я бы хотела отметить существующее расслоение отрасли FM-услуг с точки зрения квалификации компаний и возможности обслуживания сложных объектов. По моей оценке, только несколько десятков крупных компаний с опытом, квалификацией и наработанными технологиями имеют достаточно ресурсов для обслуживания крупных объектов коммерческой и индустриальной недвижимости, мойки технологического оборудования и т. д. К сожалению, основная масса клининговых компаний в отрасли занимается в основном ручным трудом низкой квалификации.
— Участники рынка FM-услуг сегодня все чаще говорят о необходимости обеления отрасли. Какие глобальные проблемы накопились в этой сфере?
— Отрасль facility management можно назвать человекоемкой, так как она имеет очень высокую долю ручного труда. Превалирующая доля в общих издержках складывается из затрат на трудовой ресурс. Не менее важными являются расходы на амортизацию, обслуживание техники и закупку расходных материалов. Из-за такой структуры себестоимости услуги налоговая нагрузка, включая НДС и страховые взносы на ФОТ, находится на очень высоком уровне и составляет около 30% от выручки.
При этом в последние годы ценовая конкуренция в отрасли сводилась к налоговому демпингу. Поэтому, к сожалению, ни о какой конкуренции по качеству услуг, эффективности говорить не приходилось.
В то же время подобная ситуация не устраивает компании, которые хотят развиваться не за счет демпинга, а за счет роста своих компетенций, вложений в обучение и технологии, а также заинтересованы именно в профессиональной конкуренции.
— Среди участников рынка FM-услуг активно обсуждается проект обеления отрасли. Расскажите о нем подробнее. По вашей оценке, требует ли он доработки?
— Проект обеления отрасли FM-услуг начал создаваться более трех лет назад после объединения ряда активных игроков рынка в Ассоциацию клининговых и фасилити операторов. Совместными усилиями были выработаны нормативы налоговой нагрузки и стандарты расчета стоимости услуг, чтобы исключить налоговый демпинг.
Данные стандарты и нормативы легли в основу Инфоресурса ФМ — раздела сайта Ассоциации добросовестных налогоплательщиков при участии ФНС России. Уже сегодня в Инфоресурсе ФМ зарегистрировано около 1 тыс. компаний-подрядчиков, которые подписали согласия на раскрытие налоговой информации, а также около 200 заказчиков профессионального клининга. Инфоресурс имеет цветовую индикацию по принципу светофора и показывает уровень риска для заказчика при заключении договора с выбранной компанией.
— Насколько Инфоресурс ФМ удобный и полезный инструмент для бизнеса?
— Это основной инструмент в проекте обеления отрасли, позволяющий обосновать стоимость услуги, подтвердить расходы на трудовой ресурс и начисление налогов.
Несомненной положительной стороной проекта является возможность конкуренции игроков рынка именно в профессиональном плане. Для заказчиков, которые работают через Инфоресурс ФМ, все статьи затрат подрядчиков являются прозрачными, а также отсутствует возможность налогового демпинга.
Сейчас через Инфоресурс ФМ работают в основном заказчики из сектора ритейла — это крупные сетевые компании, потребляющие большое количество профессионального клининга. Однако нам бы хотелось, чтобы и заказчики из других секторов, например коммерческой и индустриальной недвижимости, государственных закупок, начали активно работать через этот портал.
— Как выстроена работа с Инфоресурсом ФМ у подрядчиков и заказчиков?
— Портал позволяет уточнить сведения по уровню нагрузки по страховым взносам и удельному вычету по НДС в разрезе каждого налогоплательщика. Все данные автоматически сверяются с базами данных ФНС по расчетам страховых взносов в ежеквартальном режиме. Таким образом, налоговая служба стимулирует заказчиков услуг проявлять должную осмотрительность и выбирать подрядчиков с минимальными налоговыми рисками.
Подписание актов выполненных работ происходит через личные кабинеты заказчика и подрядчика с подтверждением трудового ресурса и вычета по НДС со стороны ФНС, таким образом заказчик минимизирует риски доначисления налогов, связанные с подрядчиком.
Конечно, работа через личные кабинеты требует дополнительного администрирования как со стороны заказчика, так и со стороны подрядчика. Но при этом этот портал снимает все возможные налоговые риски и делает взаимодействие прозрачным и эффективным.
— Какие факторы, по вашему мнению, сегодня в наибольшей степени тормозят процесс обеления отрасли FM-услуг?
— Основным фактором я бы назвала высокую налоговую нагрузку и сложность ее исчисления. Соответственно, возникают сложности в контроле выполнения налоговых обязательств, которые усугубляются большим количеством мелких игроков.
— Можете ли вы оценить, в какой срок и при каких условиях возможно полное обеления рынка фасилити-услуг?
— Я думаю, что в течение 2023 года основная масса крупных заказчиков начнет работать через личные кабинеты в Инфоресурсе ФМ. Эта тенденция уже активно набирает обороты за последние месяцы. Все большее число заказчиков включает в свои договоры конструкцию налоговой оговорки и обращает внимание на цветовую индикацию подрядчика в Инфоресурсе, то есть динамика однозначно положительная.
Самый сложный сегмент — это государственные закупки. По моему мнению, здесь требуются решения только на законодательном уровне. Проблемами теневой занятости сейчас серьезно озадачен Минтруд. Ведомство совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти обсуждает вопросы корректировки подхода к госзакупкам услуг. В этом плане проект обеления отрасли клининга выступает пилотом, на котором обкатываются решения и инструментарий.
— По вашей оценке, над какими еще изменениями в отрасли нужно работать бизнесу и представителям власти для более динамичного развития рынка FM-услуг?
— Рынок FM-услуг — это обслуживающий рынок, который не растет сам по себе, а только вслед за ростом площадей для обслуживания. Поэтому мы крайне заинтересованы в развитии наших заказчиков: коммерческой, индустриальной и жилой недвижимости. Если компании чувствуют себя хорошо, то и мы развиваемся вместе с ними.
В то же время в нашей отрасли остро чувствуется недостаток профессиональной техники для уборки отечественного производства, начиная с пылесосов и поломоечных машин и заканчивая вакуумными подметальщиками и фронтальными погрузчиками. Это точка роста на будущее.
— Вы также представляете саморегулируемую организацию «Ассоциация клининговых и фасилити-операторов». Какую работу сегодня ведет СРО и какие основные задачи вы решаете сейчас?
— СРО впервые за более чем 20 лет существования отрасли начала вырабатывать стандарты работы на рынке FM-услуг. Речь идет о стандарте расчета стоимости услуг, стандарте реальной минимальной оплаты труда по регионам, стандарте максимальной производительности труда. Эти документы были разработаны и приняты членами ассоциации, чтобы перейти от ценовой конкуренции за счет оптимизации налогов к честной конкуренции на основе менеджмента, опыта и технологий.
Члены ассоциации принимают на себя обязательства по соблюдению стандартов. Поэтому они имеют право подать жалобу любого его участника при подозрении в налоговом демпинге или нарушении стандартов при участии в тендере. В этом случае контрольный комитет ассоциации рассмотрит данную жалобу. Таким образом, члены ассоциации поддерживают между собой здоровую конкуренцию и фактически являются локомотивом всего рынка, задавая правильную планку.
Ассоциация фактически формирует отрасль FM-услуг через консолидацию участков, выработку стандартов работы, обучение и продвижение своих идей на рынок заказчиков. Например, 23 ноября 2022 года в рамках международной выставки оборудования и средств для профессиональной уборки CleanExpo Moscow СРО «Ассоциация клининговых и фасилити-операторов» проведет конференцию «Формирование цивилизованного рынка фасилити-услуг». На мероприятии будут рассмотрены вопросы обеления нашей отрасли: инструменты и результаты, применение налоговой оговорки в качестве защиты добросовестного заказчика, использование лучших профессиональных практик и содействие государству в реализации проекта обеления отрасли FM-услуг.