Самосвалы переобуют в старое новое
Курский «Эртайр» планирует восстановление крупногабаритных шин за 950 млн рублей
Резидентом расположенной под Железногорском Курской области особой экономической зоны (ОЭЗ) «Третий полюс» может стать местная компания «Эртайр» с проектом восстановления крупногабаритных шин (КГШ) для карьерных самосвалов. Инвестор планирует построить завод за 949,2 млн руб., на котором в год будут выпускать 780 восстановленных КГШ, 5,9 тыс. т резинового порошка и перерабатывать 2,7 тыс. т металлолома. В компании отмечают, что после ухода из России иностранных производителей использование восстановленной продукции для бизнеса является одним из «элементов выживания». Эксперты считают проект крайне актуальным, но предупреждают, что многие компании изнашивают шины полностью, не оставляя ресурса для их восстановления.
О планах местного ООО «Эртайр» построить завод по восстановлению бывших в употреблении крупногабаритных шин в ОЭЗ «Третий полюс» «Ъ-Черноземье» рассказали в администрации Курской области. Проект предполагает восстановление шин диаметром от 25 дюймов для фронтальных погрузчиков и карьерных самосвалов. «Работа производства позволяет восстанавливать б/у шины до состояния не менее 90% от новых шин»,— отметили в администрации. Инвестиции оцениваются в 949,2 млн руб. с НДС.
Финансирование одобрил федеральный Фонд развития промышленности по программе «Комплектующие изделия», уточнили в администрации. На заводе может быть создано 180 рабочих мест.
По данным властей, технология не подразумевает сжигания шин. «Шины, не подлежащие восстановлению, "разбираются" на составляющие: резиновый порошок (используется в производстве асфальта); текстильный корд (используется в производстве железобетонных изделий); металлический корд (отправляется на вторпереработку в профильные предприятия)»,— отметили в администрации. На заводе планируется утилизировать до 5 тыс. штук (или до 10 тыс. т) КГШ в год. Производство составит 780 штук восстановленных шин, 5,9 тыс. т активного резинового порошка, 2,7 тыс. т металлолома и побочных продуктов.
Проект в числе потенциальных резидентов ОЭЗ обсуждался на недавнем заседании совета по улучшению инвестиционного климата. Власти ожидают от шести инвесторов вложений в сумме 57 млрд руб. Три якорных резидента были привлечены еще «на первом этапе» создания ОЭЗ: завод горячебрикетированного железа стоимостью почти 40 млрд руб. холдинга USM, завод железнодорожной техники за 234 млн руб. ГК «Вагонмаш», производство резинотехнических изделий за 168 млн руб. от ТД «Кварц».
Еще три потенциальных резидента в сообщении администрации не были названы.
«Ъ-Черноземье» узнал, что один из них — это ООО «Эртайр», другие инвесторы планируют завод по производству вельц-оксида цинка (ранее стало известно, что общественные слушания проходит аналогичный проект близкого к USM ООО «Цинкум» за 7,5 млрд руб.) и производство растительных белков путем глубокой переработки желтого гороха (как выяснил „Ъ“, это планы московского ООО «Терра тех» с инвестициями в 9 млрд руб.).
По данным Kartoteka.ru, ООО «Эртайр» зарегистрировано в Курской области в октябре 2019 года для производства резиновых шин, покрышек и камер, а также для восстановления шин и покрышек. Уставный капитал — 120 тыс. руб. В 2021 году выручка не раскрывалась, чистый убыток составил 1,4 млн руб. Годом ранее при выручке в 13 тыс. руб. убыток равнялся 6 тыс. Гендиректором и владельцем 33,33% является Евгений Замота. Еще по 33,33% принадлежат Павлу Гречкину и Олегу Малахову.
Все соучредители также участвуют в других бизнесах. Для Павла Гречкина он является профильным: его курское ООО «Ультрамол» производит вулканизированную резину и различные изделия из нее. Евгений Замота — совладелец и глава местного ООО «Эсфи», которое занимается научными разработками в области естественных и технических наук. Олег Малахов является соучредителем курских и московских информационных агентств, типографических производств, разработчиков технологий в различных отраслях.
В «Эртайре» «Ъ-Черноземье» рассказали, что сейчас проект находится на стадии привлечения инвестиций. «Восстановление КГШ и ранее было актуальным, а в связи с уходом из России крупных иностранных производителей оно становится еще более актуальным. Использование восстановленных шин для многих сейчас — один из вариантов выживания»,— отметили в компании.
В Черноземье планируется еще один крупный проект по переработке шин. В июле стало известно о планах белорусской компании «Белинжинирингстройинвест» создать такой завод в ОЭЗ «Центр» под Воронежем. Вложения оцениваются в 400 млн руб. Инвестор планирует утилизировать 15 тыс. т шин в год, изготавливая из них резиновую крошку, резиновую пыль, а также металлический и текстильный корд. Однако восстановления шин проект не предполагает.
Исполнительный директор ассоциации «Экошинсоюз» Сергей Подойников отмечает актуальность проекта как для Черноземья, так и для России: «Наша страна добывающая, а КГШ — один из самых дорогостоящих расходных материалов наряду с топливом. При этом сегодня в России существуют единичные заводы по полному восстановлению крупногабаритных шин, ниша почти свободна». По словам эксперта, и саму технологию в стране начали осваивать сравнительно недавно.
Господин Подойников говорит, что профильный рынок «совсем не насыщен», если иметь в виду сертифицированные технологии с последующей официальной маркировкой. «Не секрет, что существует ряд "серых" предприятий и даже отдельных умельцев, которые не заменяют протекторы КГШ, а восстанавливают их народными средствами. Эксплуатировать продукцию такого “восстановления” может быть опасно»,— поясняет он.
По его мнению, в условиях санкций проект стал еще актуальнее, так как в некоторых отраслях наметился дефицит новых КГШ. Однако Сергей Подойников не исключает сложностей при реализации «в области общей волатильности текущей экономической ситуации».
Директор ассоциации «Шиноэкология» Евгений Кренц допускает, что проект может столкнуться с трудностями в плане качества сырья. «Основная проблема при восстановлении шин в том, что их зачастую изнашивают до конца. Чтобы шину можно было восстановить, необходимо до 25–30% остаточного ресурса, но его не оставляют. При этом карьерные шины быстро выходят из строя — при активной эксплуатации их срок службы составляет от трех месяцев до года. Если бы у нас действовали какие-либо правила по использованию шин и, самое главное, была бы дисциплина у бизнеса, это сделало бы проект еще актуальнее»,— поясняет он.
Кроме того, восстановленные шины не везде можно использовать: в частности, их не стоит ставить на переднюю ось.
При этом, подтвердил эксперт, от насыщения рынок восстановления шин далек: «Это постоянный процесс, тут в принципе не может быть насыщения». Также нет предела и на рынке металлолома, так как он сдается и перерабатывается все время. А вот рынок резинового порошка и крошки может быть насыщен через два-три года.
«Но потенциал все равно большой, как правило, к сентябрю-октябрю переработчики все сбывают. Зима для этой продукции не сезон, в это время как раз можно восстанавливать шины»,— добавляет господин Кренц. Эксперт подчеркивает, что в любом случае продление жизненного цикла экономит первичные ресурсы — каучуки.