Сашины слезы

«Аврора»: московский комедийный нуар Романа Волобуева

«Аврора» — новый сериал Романа Волобуева, главная героиня которого, актриса-неудачница, пытается вспомнить, как провела последние недели лета. Снимая летом 2022 года, Роман Волобуев пытается рассказать о циничной Москве, беспризорной жизни и беспутстве образца 2021-го.

Текст: Василий Степанов

Фото: Национальная Медиа Группа; Star Media; more.tv; Wink

Отчаянно проживающая третий десяток москвичка Саша Зорина (Лена Тронина) просыпается в ванне с бодуна. После дня рождения что-то накатило — хоть к мозгоправу иди. По полу шмотки раскиданы, в холодильнике ссохся лимон, у раковины толпятся бутылки, и, главное, трудно вспомнить, когда и чем все закончилось. В телефоне десятки неотвеченных сообщений: подружка напускно волнуется, квартирная хозяйка требует квартплату, коллега с работы уточняет, что соврать начальнику. Сыгравшая когда-то в детстве главную роль в криминальном хите «Аврора» (мрачный гибрид «Леона» и «Сестер») Саша после школы всем назло пошла не в актрисы, а в ветеринары. Но в айболитах особо не преуспела и теперь трудится в службе экстренной психологической помощи, параллельно ожидая шанса всей жизни. Сидит на телефоне, убеждая абонентов не вешаться и не резать вены. Получается неплохо, ведь Саше на всех наплевать, а равнодушие в таком деле — великий навык. Так считает начальник, сыгранный полюбившимся многим после «Последнего министра» Сергеем Епишевым: «Они понимают, что вам наплевать, и ничего не делают». Впрочем, стоит ли слушать начальника, который запирается в своем кабинете и пускает слюну над своей коллекцией суицидальных аудиозаписей?

Да, Сашина жизнь — чистый хаос. Когда в первой серии она вываливается на холодную осеннюю улицу в летнем красном платье и мексиканских сапогах с чужой ноги (стащила у героини Анны Чиповской), в голову лезет незабвенное крыловское «лето красное пропела». Денег стабильно нет, по квартире ходит кот бывшего парня-айтишника, на редкие кинопробы она стабильно не является, а тут еще, на беду, начинает позванивать незнакомец, призывающий вспомнить то, что так хотелось забыть.

Телефон для «Авроры» — важнейшее средство порождения событий. И поэтому, наверно, сериал Романа Волобуева стоит идентифицировать как нуар, в данном случае отчетливо комедийный. Алкоголизм и провалы в памяти главной героини — тоже типичные нуарные тропы. Поэтому, наверно, и асфальтовые джунгли, по которым бесстрашно раскатывает на чужом велосипеде Саша, описаны с таким безграничным цинизмом. Ядовитые диалоги, бытовая злоба и тотальное безразличие — таким ли должен быть самый комфортный город России? Автор, кажется, не собирается внушить зрителю и каплю симпатии к падшим московским душам, у которых на велосипедном багажнике труп кота, а в ящике рабочего стола бутылка виски «Макдона», очевидно, названного в честь прославленных ирландских кинематографистов.

Трогательных деталей, очерчивающих круг трепетных интересов и пристрастий автора, в «Авроре» хоть отбавляй. Когда котик косится на тебя, как в «Пятом элементе», неизбежно умиляешься. Умиляешься, когда видишь в кадре плюшевую хрюшку, фамилии Борисевич (продюсер первых фильмов Попогребского и Хлебникова), Шприц (продюсер аниме про пионеров-героев) или Ванина (сценаристка «Последнего министра» и «Оптимистов») или слышишь вдруг про Балабанова и Шмыкову, наблюдая за хитростями, на которые идут редакторы журнала «Искусство кино», чтобы сделать интервью для специального номера. Помогает ли эта дымовая завеса неймдроппинга хоть капельку лучше понять и принять главную героиню и тех, кто ее окружает? Или это просто достойный способ отстраниться от того, что мы видим экране (равно как в себе и в жизни)?

Съемки «Авроры», вроде бы повествующей о Москве образца 2021 года, заканчивались летом 2022-го, и на происходящем в кадре отчетливо лежит печать современности со всеми ее умолчаниями, двоемыслием, усталостью от самих себя и того водоворота повседневности, в котором тем не менее приходится существовать столичному жителю. Не бросаться же в ванну с включенным феном, как клиенты службы экстренной психологической помощи? Волобуев, так и не показавший последнюю серию «Последнего министра» в ожидании перемен, конечно, ничего не говорит прямо (сценарий писался в других обстоятельствах и о другом), но психозы внешнего мира невольно вторгаются и в прошлогоднюю жизнь московского креативного класса. От себя и от ответственности за себя не убежишь. Даже не очень хороший человек должен поставить себя на твердую ногу, разобраться с внутренним миром, вспомнить, как он докатился до жизни такой. Только после этого можно ждать улучшений от мира внешнего. Кажется, авторы сериала хотят рассказать зрителю об этом — хотелось бы, по крайней мере, так думать.

Смотреть: more.tv


Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram

Вся лента