Поизносилось как нано
Имущество завода «Лиотех» оценили в 1,6 млрд рублей
Здание новосибирского завода литий-ионных аккумуляторов «Лиотех» площадью около 40 тыс. кв. м и другие активы управляющего им ООО «Энергорешения» (портфельная компания «Роснано») оценены в рамках возобновленного в марте дела о банкротстве в 1,6 млрд руб. При этом первоначальная стоимость недвижимости и оборудования построенного больше 10 лет назад, но так и не вышедшего на проектную мощность производства составляет около 9,2 млрд руб. На снижение цены повлияли, в частности, физический износ (до 92%) и моральное устаревание (около 70%) некогда инновационного завода. Аналитики считают, что актив может вызвать интерес, в том числе у профильных игроков рынка.
Иркутское ООО «Бизнес-эксперт» в рамках дела о банкротстве дочерней компании «Роснано» ООО «Энергорешения» оценило ее активы в 1,6 млрд руб. Самым дорогим имуществом стало расположенное на территории промышленно-логистического парка под Новосибирском здание завода литий-ионных аккумуляторов (ЛИА) «Лиотех» площадью около 40 тыс. кв. м. Его рыночная цена, по мнению оценщика, сейчас составляет 875,7 млн руб., всей недвижимости компании — 971,8 млн руб. при первоначальной стоимости (на февраль 2012 года, когда предприятие было введено в эксплуатацию) — 2,1 млрд руб. Больше всего с момента ввода в эксплуатацию потеряло в цене оборудование (основные средства) «Лиотеха». При первоначальной стоимости 6,5 млрд руб. оно было оценено в 563,7 млн руб. Эксперт отметил физический износ большей части 10-летнего оборудования на уровне 95%, функциональный (моральное устаревание) — около 70%. Вместе с тем, согласно выводам оценщика, организация аналогичного производства сейчас (стоимость воспроизводства) обошлась бы в 12,8 млрд руб. без учета затрат на строительство.
Компания «Лиотех» (позже — ООО «Энергорешения») была создана «Роснано» в феврале 2010 года, в декабре 2011 года был введен в эксплуатацию завод с инвестициями 13,5 млрд руб., но на проектную мощность (более 1 ГВт•ч) предприятие так и не вышло. «Лиотех» был единственным в России промышленным производителем ЛИА, в том числе для электротранспорта, систем хранения электроэнергии и источников бесперебойного питания. В сентябре 2021 года участники рынка недвижимости сообщали, что «Роснано» выставило здание завода на продажу за 1 млрд руб. В самой госкорпорации судьбу актива не комментируют. В первый раз «Энергорешения» были признаны банкротом в августе 2018 года, сформировав кредиторскую задолженность около 9,8 млрд руб., из которых 9 млрд руб. — долг перед «Роснано». В октябре 2019 года компания вышла из банкротства, заключив мировое соглашение с кредиторами о выплате долгов в течение 10 лет, но в марте 2022 года арбитраж по заявлению «Роснано» постановил восстановить производство по делу. На конец 2021 года «Энергорешения» остались должны кредиторам около 10 млрд руб., уведомив их о невозможности исполнения мирового в связи с «затруднительным финансовым положением».
Оценщик в отчете пришел к выводу, что наиболее эффективным вариантом будет использование здания «Лиотеха» по его текущему назначению — в качестве производственно-складского здания. Оценивая стоимость здания завода, эксперт привел данные Knight Frank Russia (сейчас — NF Group) о ситуации на рынке недвижимости в регионе. По информации компании, на конец первого полугодия 2022-го объем качественной складской недвижимости в Новосибирской области оценивался в 1,5 млн кв. м. Доля вакантных площадей составляла 3,2%, а средняя запрашиваемая ставка — 4,9 тыс. руб. за 1 кв. м в год. «Общий объем складских площадей, введенных в эксплуатацию в первом полугодии 2022 года в Новосибирской области, составил 12% от общего количества помещений. Совокупный объем сделок — 271 тыс. кв. м, что в свою очередь на 35% ниже результата за первое полугодие 2021 года, а также двукратно уступает значению первого полугодия 2020 года»,— отмечается в отчете «Бизнес-эксперта».
Мировой рынок литий-ионных аккумуляторов, по данным оценщика, в 2022–2027 годах будет иметь среднегодовой темп роста около 20% и по итогам этого периода достигнет $200 млрд (после $57 млрд в 2020 году). Росту, полагает эксперт, будет мешать увеличивающееся несоответствие спроса и предложения сырья. «Ожидается, что переработка ЛИА обеспечит поставку сырья, такого как литий и кобальт, и снизит зависимость от извлечения и переработки материалов из минеральных ресурсов. Переработка литий-ионных аккумуляторов, которые в настоящее время используются в электромобилях, дает компаниям прекрасную возможность использовать очищенные составляющие материалы для производства ЛИА, которые будут использоваться в системах накопления энергии (ESS)»,— говорится в отчете.
Эксперт компании «НЭО Центр» Елена Варламова считает, что в России достаточно запасов лития, который необходим для производства ЛИА. В России, по данным эксперта, есть несколько предприятий по производству литий-ионных батарей, но все они собирают аккумуляторы из импортного сырья и компонентов. «На текущий момент из-за санкций возникла острая необходимость в производстве полного цикла — от добычи лития до производства готовой продукции. Таким образом, направление очень перспективно в ближайшие 10–15 лет. Скорее всего, среди профессиональных игроков рынка найдется покупатель на весь комплекс имущества»,— считает госпожа Варламова.
По мнению ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, успешность реализации активов будет зависеть не только от цены, но и от условий продажи — наличия обременений или запрета менять профиль деятельности предприятия. Высокий износ оборудования, если оно иностранное, может и не оттолкнуть покупателей, считает эксперт: «Его можно модернизировать и продолжить использовать». По данным Росстата, в первом полугодии 2022-го в России было произведено аккумуляторных никель-кадмиевых, никель-металл-гидридных, литий-ионных, литий-полимерных, никель-железных и прочих батарей общей емкостью 35,3 млн ампер-часов, а за аналогичный период 2021 года этот показатель составил 50,5 млн ампер-часов. Уменьшение производства, по мнению господина Баранова, могло произойти из-за сложной ситуации в экономике и введенных ограничений.
«Приобрести данный актив могут как машиностроительные предприятия, чтобы продолжить производство или организовать свое. Производство элементов питания на предприятии возможно, так как это направление перспективно из-за развития электротранспорта в стране и введенных ограничений, но не исключено, что новому владельцу актива придется потратить значительные средства на его запуск»,— считает эксперт.