Петербург бьется за налоги на федеральном уровне
Инициатива введения единого налогового счета ставит новые вызовы для бизнеса и бюджета
Финансовый блок правительства Санкт-Петербурга во главе с вице-губернатором Алексеем Корабельниковым лоббирует в Совете федерации интересы городской казны. С 1 января 2023 года вводится единый налоговый счет (ЕНС) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Эксперты отмечают, что данная мера несет позитивные изменения для бизнеса. Финансовый блок Петербурга просит учесть не только интересы предпринимателей, но и требования региональных бюджетов.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Алексей Корабельников в четверг, 13 октября, выступил на заседании комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета федерации, где отстаивал интересы городского бюджета в рамках инициативы введения с 1 января единого налогового счета. Согласно федеральному закону от 14.07.2022 № 263-ФЗ, ЕНС будет вестись в отношении каждой организации, каждого ИП и физического лица (п. 4 ст. 11.3 НК РФ). Так, начиная с января уплата налогов, авансовых платежей и страховых взносов будет осуществляться именно на ЕНС, открытый налогоплательщику. Платить налоги можно будет только путем внесения на единый счет единого налогового платежа (ЕНП).
Новая модель устанавливает для бизнеса единую дату (сейчас для разных налогов установлены разные сроки) и возможность уплачивать все налоги единым платежом, расщепление которого будет осуществляться налоговой службой. Дополнительно налоговая будет осуществлять автоматические зачеты переплат по одним налогам в счет задолженности по другим.
Господин Корабельников в своем телеграм-канале пояснил, что данная инициатива поддерживается финансовым блоком и является «правильной», но при ее реализации важно соблюсти интересы региональных и местных бюджетов.
Основным источником доходов бюджета Санкт-Петербурга в 2023–2025 годах является налог на доходы физических лиц: 405,5 млрд рублей, или 38,4% доходов. Темп роста в 2023 году — 108,7%, в 2024-м — 109,2%, в 2025-м — 108,5%. Налог на прибыль организаций составляет 372 млрд рублей, или 35,2% доходов. Темп роста в 2023 году — 88,4%, в 2024-м — 112,5%, в 2025-м — 101,7%.
Так, со стороны Северной столицы прозвучали предложения о выводе из-под ЕНС платежей по налогу на доходы физических лиц. В аппарате вице-губернатора уверены, что такое решение снизит риски возникновения у субъектов РФ и муниципалитетов кассовых разрывов. Финансовый блок правительства Санкт-Петербурга считает необходимым доработать методику распределения доходов от размещения временно свободных средств между федеральным, региональными и местными бюджетами.
«В конструкции с ЕНС размещать в финансовые инструменты возникающую переплату и не распределенные в субъекты средства будут федеральные казначеи. И если этот вопрос не будет урегулирован напрямую, соответствующие доходы уйдут в федеральный бюджет»,— поясняет господин Корабельников.
Также город просит разработать регламент информационного обмена между налоговиками и региональными финансистами в части операций с ЕНС, так как данная информация необходима для планирования доходов региональных бюджетов в будущем.
Что касается помощи бизнес-структурам, то введение ЕНС существенно упрощает условия деятельности и гарантирует бесшовную уплату налогов, считает член генерального совета «Деловой России» Екатерина Авдеева. По мнению эксперта, в среднесрочной перспективе такой формат позволит сократить расходы на юридическое и бухгалтерское обслуживание, а сэкономленное время и ресурсы — перераспределить на развитие бизнеса. Это особенно актуально для поддержки малого и микробизнеса. Введение института ЕНС коррелирует с расширением цифровых возможностей ФНС — онлайн-доступности сервиса с детализацией начислений и уплаты налогов. Взаимодействие бизнеса и власти выйдет на качественно новый уровень, собираемость налогов станет выше, издержки госуправления снизятся, уверена госпожа Авдеева.
«В то же время существуют опасения, что региональные, прежде всего муниципальные, бюджеты недополучат своевременное поступление налогов в местные бюджеты и возникнет кассовый разрыв, так как даты уплаты налогов сдвигаются на более ранние сроки. Необходимо установить четкие регламенты и разъяснения о том, как будут работать на местах финансовые органы, а муниципалитеты — взаимодействовать с ФНС»,— уточняет эксперт.
Также необходимо понимать, каким образом будут урегулированы споры с налоговой в части автоматического списания средств за уже прошедший период. Существующая на сегодняшний день процедура оспаривания налогоплательщиком исчисленных сумм не меняется. Если налогоплательщик оспаривает списания в апелляционном порядке в вышестоящем налоговом органе или в суде и судом наложены обеспечительные меры на указанные суммы, то они удаляются из ЕНС и не будут оказывать влияния на сальдо.
С возможными рисками и необходимостью дополнительных разъяснений также согласен генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Эксперт уверен, что сама идея введения единого налогового счета — позитивна, но в существующем виде реализация несет серьезные риски, которые связаны с уровнем доверия к качеству работы налоговых служб.
«В последние годы сделаны существенные шаги к цифровизации и повышению эффективности работы налоговой службы. Также мы видим меры поддержки в виде приостановки налоговых проверок на период коронавируса, налоговых преференций, грантов. Но в целом предприятия будут проявлять определенную осторожность. Потому что риски, связанные с ошибками, могут возрастать. Когда это единый платеж, который самостоятельно перераспределяется, сложнее искать и оспаривать какие-то вопросы, где появляются расхождения. Пока этот механизм неясен, у рынка есть определенные опасения касательно того, как он будет работать. Поэтому в целом новация позитивная, но вот насколько все участники готовы к эффективной реализации идеи — вопрос»,— рассуждает господин Бурмистров.