Судьям рекомендовали обращаться к губернатору
В Ульяновской области начинается мусорная война
Глава администрации Новоспасского района Ульяновской области попросил руководителей организаций подготовить обращения от населения в адрес губернатора, заксобрания, прокуратуры, Общественной палаты, «Единой России» с просьбой не допустить строительства в их районе сразу двух мусорных полигонов. Среди организаций, которым затем рекомендовано отчитаться об исполнении просьбы, не только детсады, но и местные управления федеральных ведомств, суды. При этом сам глава администрации признается, что недоволен компанией, построившей полигон, и поддерживает возведение второго полигона, запланированного регоператором зоны. В облправительстве отмечают, что недовольны обеими сторонами мусорного процесса. По мнению экспертов, сложившаяся ситуация — свидетельство начала мусорной войны, в которой победителей может не оказаться.
В распоряжении редакции «Ъ» оказался любопытный документ — письмо главы администрации Новоспасского района Ульяновской области Александра Горбунова, направленное 10 октября руководителям предприятий, организаций и учреждений района (исх. № 2319). В письме сообщается, что в районе строятся сразу два полигона твердых бытовых отходов (ТКО): один — «Симбирской экологической компанией» («СимбЭК», учредители из Нижнего Новгорода, полигон построен, но не введен в эксплуатацию. — «Ъ»), второй — в планах ООО «Межрегиональная экологическая компания» («МЭК», г. Самара, регоператор, работающий в этом районе. — «Ъ»). «Деятельность двух свалок негативно отразится на жизни и здоровье граждан»,— отмечается в письме, в связи с чем руководителям предлагается «инициировать обращения по вопросу обеспокоенности в строительстве указанных объектов». В письме указывается, что обращения «должны быть отправлены от жителей района в соответствии с прилагаемым распределением» в адрес губернатора, заксобрания, министров ЖКХ и природных ресурсов, природоохранной прокуратуры, Общественной палаты региона, реготделения «Единой России», Росприроднадзора, Роспотребнадзора; тексты «должны быть индивидуальными», с приложением подписей жителей. В прилагаемых таблицах — распределения, кто и куда должен писать, не только местные компании, муниципальные учреждения, школы и детсады, но и местные управления федеральных ведомств (ИФНС, МО МВД и пр.), а также суды.
Глава администрации района Александр Горбунов пояснил, что к нему поступало «много обращений от населения по поводу мусорных компаний», «и чтобы это упорядочить», он «предложил руководителям встретиться с коллективами, чтобы они, если есть такая обеспокоенность, обращались в вышестоящие организации, поскольку это не компетенция администрации района». При этом он отметил, что «всех возбудил» полигон компании «СимбЭК», которая «планирует установить высокие тарифы», «намерена, вероятно, завозить мусор с соседних областей», к тому же «полигон расположен близко к райцентру», «у него предусмотрены малые объемы сортировки и не планируется переработка». «Я согласен с населением и отрицательно отношусь к этому полигону. Я не видел проекта „МЭК“, но они обещали, что построят комплекс переработки»,— добавил господин Горбунов. Год назад он, напротив, поддерживал компанию «СимбЭК».
Пятая зона обращения с ТКО, включающая шесть районов области, в том числе Новоспасский район, является самой проблемной в регионе. У нее, согласно террсхеме обращения с ТКО, самый низкий объем собираемых ТКО (275 тыс. куб. м в год), в то время как у других зон самый малый объем — 500 тыс. куб. м, остальные — от 700 тыс. куб. м до 1,3 млн рук.м. Сегодня ТКО в этой зоне вывозятся на Кузоватовский полигон, который еще в 2021 году был заполнен полностью. Первоначально пятая зона и не планировалась в террсхеме обращения с ТКО, но «СимбЭК», запланировавшая строить полигон там по инвестсоглашению с облправительством, подписанному в 2016 году, заявившая, что нарушены права бизнеса, дошедшая до Верховного суда, добилась изменений террсхемы, включающей ее полигон, однако быть регоператором отказалась.
Гендиректор «СимбЭКа» Татьяна Большухина считает, что разосланное администрацией письмо подготовлено в интересах «МЭК». «А это статья 285 УК РФ, (злоупотребление должностными полномочиями. — «Ъ»), заявление в прокуратуру по этому поводу я уже направила»,— сказала гендиректор, отметив, что полигон у нее «уже построен, идет его приемка, с января планируется начать работу», «заявления о малых объемах сортировки и отсутствии проекта по переработке — это ложная информация, распространяемая представителями власти», и «тариф устанавливает Агентство по регулированию цен и тарифов», а не она.
Соучредитель «МЭКа» Андрей Иванов высказал сомнение в возможности заключения договора с «СимбЭКом», сославшись, как и глава района, на высокие заявленные тарифы «СимбЭКа» и низкие возможные объемы сортировки ТКО.При этом он отметил, что «МЭК» строит «не просто полигон, а экотехнопарк по типовым решениям России», правда, пока только выделен земельный участок, но зато «подписано соглашение с „Уралвагонзаводом“ о покупке оборудовании и предоставления инвестиций около 1 млрд руб.».
Министр ЖКХ и строительства Александр Черепан заметил «Ъ», что «Большухина уже шесть лет ведет войну», «в то время как ее инвестпрограмма на последнем инвесткомитете была отвергнута в связи с высокими заявленными тарифами», но «и к „МЭКу“ тоже огромные претензии, он не справляется, но заменить некем». «Все привирают, и у каждого там свои интересы»,— добавил министр.
Экс-руководитель регионального управления Росприроднадзора, эксперт областного штаба ОНФ Александр Каплин считает «смешной и странной» ситуацию со строительством сразу двух полигонов в пятой зоне, «где объемов ТКО не хватает даже для одного полигона, чтобы сделать его работу рентабельной». «Ни „СимбЭК“, ни МЭК не смогут вернуть вложенные средства. Возможно, для обеспечения рентабельности Татьяна Большухина действительно намерена поучаствовать в приемке промотходов из Сызранского узла (Самарская область. — «Ъ»), если это у нее получится. Но однозначно будет война интересов, будут толкаться, привлекая контрольно-надзорные и правоохранительные органы, органы власти и общественность. И сегодняшняя ситуация — свидетельство начала мусорной войны»,— отметил эксперт.