Мосбирже важен каждый чиновник

Что думают эксперты об идее разрешить госслужащим торговать на площадке

Участники рынка ценных бумаг не оценили идею допустить к участию в торгах чиновников. С таким предложением выступил глава наблюдательного совета Мосбиржи Сергей Швецов. Объем торгов на площадке в сентябре упал почти на 20% по сравнению с августом. Швецов напомнил, что у иностранных инвесторов нет к ним доступа и, по его мнению, еще долго не будет, поэтому «важен каждый инвестор». Допустят ли власти чиновников на фондовый рынок? Выяснял Иван Якунин.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Бывший зампред Центробанка Сергей Швецов рассказал, что очень переживал, когда, работая на госслужбе, почти 20 лет не мог инвестировать в ценные бумаги. Ограничения для чиновников он назвал ненужными и призвал изучить, есть ли в них вообще здравый смысл. “Ъ FM” адресовал этот вопрос главе комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолию Аксакову:

«Я отношусь с пониманием — многие чиновники являются вполне состоятельными инвесторами, — но при этом, конечно, и с осторожностью, поскольку это лицо, имеющее доступ к официальной информации. Чиновник может этим злоупотреблять. В принципе наказание за использование инсайдерской информации есть. Если этот фактор является сдерживающим, можно принимать решение».

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина, вводя новые ограничения для неквалов, прежде объясняла это необходимостью вернуть доверие к фондовому рынку. Если это действительно главная цель, то идея допустить чиновников к участию в торгах вряд ли поможет, говорит финансовый консультант Исаак Беккер:

«С этим борются во всем мире. Если этому будут попустительствовать, то обычному инвестору не будет никакого смысла идти на рынок и вкладывать свои деньги. Сделать что-нибудь, чтобы вернуть назад людей, которые как минимум потеряли половину, будет очень сложно».

Главное опасение — возможный конфликт интересов кошелька чиновника и его профессиональных задач. В законе «О государственной гражданской службе» сказано, что госслужащие должны этого избегать и отказываться либо от обязанностей, либо от выгоды. Хотя в реальности за этим почти не следят, делится наблюдениями гендиректор «Трансперенси Интернешнл — Россия» (внесена Минюстом в реестр иностранных агентов) Илья Шуманов:

«Государственные мужи во всем мире, если они занимают какие-то посты в регуляторах, стараются избегать конфликта интересов, избавляются от этих ценных бумаг — просто это считается неэтичным. То есть, видно, этика остается за кадром. Есть хорошая история, которая перешла в публичное поле, когда были депутатские запросы по поводу агрофирмы родственников бывшего министра сельского хозяйства Александра Ткачева. Разумеется, выяснилось, что господин Ткачев ничего не нарушает».

К тому же средства чиновников вряд ли помогут компенсировать потери рынка. Расходы бюджета на весь госаппарат на три года — 1,5 трлн руб. Замороженные средства иностранных игроков, по некоторым оценкам, в 10 раз больше. Так что выгодна такая идея будет не рынку, а самим госслужащим, уверен председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов:

«Чиновники будут рассказывать сказки о том, что заработали деньги на финансовом рынке. На самом деле они могут получать взятки. И не просто реализовывать конфликт интересов, а влиять на определенные процессы. Я понимаю, если бы 99,9% из них соблюдали закон, тогда, наверное, можно было бы рассмотреть такую идею».

Впрочем, никто из публичных должностных лиц так и не решился высказаться по поводу предложения Швецова однозначно. Директор департамента Минфина Иван Чебесков сказал, что чиновники вместе с гражданами должны вкладывать свои деньги в экономику, но без злоупотреблений служебным положением. Зампред ЦБ Филипп Габуния сослался на некие органы, которые отвечают за конфликты интересов, чтобы они взвесили риски. Хотя именно Банк России как регулятор отвечает за биржевые торги.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента