Как фейковый барон основал Детройт и дал имя бренду Cadillac
История проходимца и первопроходца Антуана де Ламота-Кадийака
120 лет назад — в октябре 1902 года — в Детройте был выпущен первый автомобиль марки Cadillac. Люксовый бренд был назван в честь умершего двумя веками ранее во Франции Антуана де Ламота-Кадийака (Antoine de Lamothe-Cadillac) — человека с вымышленным именем, биографией и гербом. Он не был богат, не имел благородного происхождения и уж точно не считался надежным и честным.
Просто Антуан
Биография Антуана де Ламота-Кадийака четко делится на два этапа. Первый из них — его детство и юность — крайне скуден на достоверные данные. Доподлинно известно, что 5 марта 1658 года во французской городской коммуне Сен-Никола-де-ла-Грав родился мальчик. Звали его тогда просто, без всяких аристократических двойных фамилий и прочего — Антуан Ломе.
Его отец был чиновником среднего пошиба, мать — дочерью купца и землевладельца. Жила семья в маленьком доме на окраине поселения Сен-Никола-де-ла-Грав, которое и тогда числилось городом чисто формально. Население его как тогда, так и сейчас составляет порядка 2 тыс. человек.
Где учился Антуан доподлинно неизвестно. Кто-то приписывает ему получение образования у иезуитов — он-де учился у них праву, биологии, теологии и ведению сельского хозяйства. Кто-то говорит даже об обучении в университете Тулузы, которая находится в 60 км от родного городка Антуана. Третьи же источники говорят о том, что мальчик никогда не бывал в стенах университетов, а уже в 17 лет отправился на военную службу — кадетом в Шарлеруа (на территории современной Бельгии).
Впрочем, возможно, что и это неправда, и этот эпизод военной карьеры позаимствован у его старшего брата Франсуа.
Единственное, в чем сходятся все историки, это то, что в 1683 году, в возрасте 25 лет, Антуан оказывается по ту сторону Атлантического океана — в Порт-Ройале, на территории сегодняшней Канады. Как и почему молодой человек оказался в столице французской колонии Акадия, совершенно не известно. Но именно здесь начинается второй этап его жизни, совершенно оторванный от первого.
Псевдобарон
Чем занимался Антуан по приезде в Порт-Ройаль, сказать точно не могут даже сами канадцы и американцы. Так, по версии Детройтского исторического общества, молодой человек занялся торговлей и вскоре стал одним из лучших экспертов в этом вопросе на всем Атлантическом побережье Америки. А вот Канадская энциклопедия считает, что Антуан вновь отправился в море — защищать колонию от британской армии.
Все источники, впрочем, сходятся в том, что именно тогда он знакомится с местным капером Франсуа Гийоном. Тот был либо торговым партнером Антуана, либо капитаном корабля, на котором Антуан прослужил несколько лет.
Между молодым переселенцем и матерым капером завязались дружеские отношения. Настолько, что капитан согласился отдать за Антуана свою племянницу, Марию-Терезу. Возможно, этого бы никогда не случилось, знай Гийон правду о своем новом друге.
Дело в том, что, прибыв в Порт-Ройал, Антуан, как и многие из тех, что приезжали в Новый Свет в поисках лучшей жизни, рассказывал всем улучшенную версию своей биографии. Здесь, в Акадии, его знали как Антуана де Ламота-Кадийака.
Всем, в том числе своей будущей невесте, он представлялся сыном Жана де ла Мота, сеньора Кадийака, Лоне и Монте, и Жанны де Маланфан. Для пущей достоверности он даже демонстрировал свой герб.
Имена и титулы были почти настоящими. Но точно не его. Юноша позаимствовал их у Сильвестра Д'Эспарбеса де Люссана де Гута — барона Ламот-Бардига, сеньора Кадийака, Лоне и Муте.
Отец Антуана и барон, как и их дети, были знакомы. И Антуан решил примерить на себя титулы младшего сына барона. У благородных знакомых он срисовал и герб.
Собиратель наград и почестей
В 1688 году, через год после свадьбы, Антуан де Кадийак получил свой первый настоящий титул: губернатор Новой Франции (в нее входили все французские колонии в Северной Америке) даровал ему титул сеньора феодального владения Дуак. Но титул не гарантировал Антуану выплат от государства, и уже в 1689 году он обратился к губернатору Акадии с просьбой о должности нотариуса. И получил отказ.
Антуан уехал в Квебек. Местный губернатор отправил его в разведывательную экспедицию вдоль берегов Новой Англии. Экспедиция провалилась: из-за встречных ветров корабль ушел во Францию.
Впрочем, даже эту неудачу Кадийак сумел обернуть в свою пользу. В Париже он обаял нескольких министров и в 1690 году получил звание офицера Морских войск (регулярной колониальной армии Франции).
Двумя годами позже он и картограф Жан-Батист Франклен получают важнейшее задание — составить подробную карту Новой Англии, чтобы французские войска могли отвоевать у заклятого врага территории. Антуан справился с задачей и представил в Париж детальный топографический план.
Ему заплатили, повысили в звании и назначили комендантом Форта Буаде (он же Форт Мичилимакинак) на пересечении озера Гурон и озера Мичиган. Через него проходила вся торговля мехом между Миссури, Миссисипи, Великими озерами и Огайо. Свежеиспеченный комендант теперь все это контролировал.
Кадийак не был бы собой, если б не воспользовался служебным положением для собственной наживы. Он охотно попускал продажу алкоголя индейцам, что было запрещено королевским указом, кладя в карман процент от выручки. Местные иезуиты в итоге пожаловались на него Людовику XIV. Уже в 1696 году король приказал закрыть Форт Буаде, который только мешал торговле мехом, а поток денег в карманы Кадийака иссяк.
Ошибочный Детройт
Лишившись заработка и поста, Антуан тут же начал работать над следующим проектом своего продвижения. На этот раз он отправился во Францию, чтобы убедить Людовика XIV в необходимости колонизации Верхних земель — региона вокруг Великих озер, западнее уже существовавших колоний.
Используя свое влияние и связи, Кадийак сумел убедить власти в необходимости организовать колониальную экспедицию. И в июне 1701 года вместе с 50 солдатами и примерно таким же количеством гражданских отправился осваивать новые земли.
Место, выбранное Кадийаком для колонии, располагалось вдоль пролива, соединяющего два водоема, ныне известные как озеро Эри и озеро Сент-Клер. Там в августе 1701 года Кадийак и основал свой форт — Поншартрен дю Детруа (Pontchartrain du Detroit).
Форт был назван в честь графа де Поншартрена — тогдашнего морского министра Франции, без поддержки которого Кадийак никогда не бы не получил одобрение короля на экспедицию. «Detroit» же по-французски — «пролив».
Сильно позже, в 1760 году, когда форт окажется завоеван Британской империей, местное озеро получит название Пончартрейн, а название форта будет сокращено до Detroit, которое теперь будет произноситься на английский манер — Детройт. Впрочем, ведь и сам Кадийак стал Кадиллаком.
Непобежденный бунтарь
Управленческие навыки Кадийака за годы после ликвидации форта Буаде нисколько не улучшились, а его новый форт никак не мог превратиться в настоящую французскую колонию. За первые семь лет, что Антуан находился у власти в Поншартрене, население форта выросло всего на 62 человека.
А еще политика Кадийака не только не укрепила связи между французами и коренными народами западных земель, но и привела к ожесточенным столкновениям между различными группировками, обосновавшимися в проливе. Наконец, форт не приносил никакой экономической выгоды Франции.
Учитывая все это, Кадийак был снят с должности в 1710 году и назначен губернатором Луизианы. Сам он был против назначения и впервые прибыл в Луизиану лишь в 1713 году. Там ему не нравились все, а он не нравился всем — от местных жителей до индейцев и даже инвесторов, которые вкладывали в развитие новой колонии. В 1716 году Антуан де Кадийак был отозван во Францию.
Но даже туда он не смог добраться без приключений: по дороге его корабль зашел в один из испанских портов, из-за чего король заподозрил его в государственной измене или очередных махинациях. Во Франции Кадийак оказался лишь в октябре 1717 года, и сразу был отправлен в Бастилию.
В заточении он провел всего пять месяцев: его вину не удалось доказать. Более того, он добился от правительства выплаты задолженности по его жалованию как губернатора Луизианы. А позднее он еще был награжден орденом Святого Людовика.
В 1723 году он приобрел пост губернатора Кастельсарразена, небольшого городка недалеко от местечка, где родился. Там же он и умер 16 октября 1730 года.
А в 1902 году американский инженер и изобретатель Генри Лиланд основал собственную автомобильную компанию в Детройте, назвав ее в честь человека, основавшего пусть и не сам город, но тот форт, с которого началась история города. Так появились автомобили Cadillac, эмблемой которых до сих пор остается тот самый выдуманный Антуаном де Кадийаком фамильный герб.