Будапешт штормит от санкций
Власти Венгрии задали согражданам вопросы об отношениях с Москвой и Брюсселем, подсказав ответы
В Венгрии стартовали «общенациональные консультации» об отношении граждан к европейским санкциям против РФ. В пятницу венгры начали получать по почте бланки с семью вопросами. Таким необычным образом премьер Виктор Орбан пытается доказать, что избиратели поддерживают его позицию о необходимости пересмотра санкционной политики Евросоюза. Правда, как считают опрошенные “Ъ” эксперты, все это может оказаться лишь частью дипломатического торга с Брюсселем и попыткой отвлечь венгров от внутренних проблем.
Власти Венгрии дали старт общенациональному опросу, или, как они сами это называют, «консультациям», по поводу отношения к санкциям против России. О том, что подобное голосование будет проведено, известно с конца сентября — такое решение поддержали две ведущие парламентские силы (правящая «Фидес» и ее ближайшие союзники из Христианско-демократической народной партии). В пятницу гражданам страны стали приходить бумажные анкеты. Появилась и возможность проголосовать онлайн. Консультации продлятся до 9 декабря.
Также в пятницу стало известно, на какие именно вопросы власти ждут ответов.
Венгров спрашивают, согласны ли они с санкциями в отношении российской нефти, газа, сырья (речь идет в первую очередь об угле, древесине и стали), ядерного топлива.
Кроме того, будет выяснено отношение к запрету инвестиций в развитие атомной станции «Пакш» и санкциям, ограничивающим туризм. Последний вопрос звучит так: «Согласны ли вы с санкциями, из-за которых растут цены на продукты?».
К каждому вопросу идет целый абзац пояснений, которые призваны помочь определиться с позицией даже тем, кто не особенно в курсе глобальных экономических процессов. В частности, рассказывается, что «для замены российской сырой нефти потребуется несколько лет и сотни миллиардов форинтов», «уровень зависимости Венгрии от российского газа достигает 85%», а АЭС «Пакш» «является гарантией более дешевой электроэнергии в Венгрии». Голосование будет длиться до 9 декабря.
Отношение самого правительства Венгрии к антироссийским санкциям давно известно. Даже авторы постов на официальных страницах Кабинета министров в соцсетях не скрывают, каких ответов ждут от сограждан: «Мы считаем, что санкции Брюсселя нас уничтожают. Дайте нам знать, что вы думаете».
В роли агитатора выступает и сам премьер Виктор Орбан. «Если бы Евросоюз осознал, что санкционную политику нужно менять, остановил или хотя бы приостановил ее, то очень быстро, полагаю, в течение нескольких дней, цены на основные товары, в том числе на энергию, упали бы как минимум вдвое,— утверждал он в эфире радио Kossuth.— Эту высокую инфляцию вызвали не законы рынка или экономические причины, ее привнесли с политической стороны. Если бы брюссельские бюрократы были умнее, цены на энергоносители и инфляция не были бы такими высокими».
Накануне «общенациональных консультаций» министр иностранных дел и торговли Венгрии Петер Сийярто посетил Российскую энергетическую неделю в Москве, где встретился с руководителем «Газпрома» Алексеем Миллером. После переговоров господин Сийярто заявил агентству «РИА Новости», что добился поправок в газовый контракт для Будапешта и «с финансовой точки зрения» условия соглашения «становятся еще более благоприятными» для венгров.
Кроме того, и сам премьер Орбан, и национальные СМИ всячески проталкивают идею, что действия Брюсселя вредят не только Венгрии, но и другим европейским странам, в частности Германии.
«Венгрия не единственная страна, которая задает вопрос, что здесь происходит и кому это выгодно,— заявил глава правительства в эфире Kossuth.— Пока мы отрубаем российскую энергию, привозим американскую. Если сравнить цены на газ в Америке с ценой, по которой газ из Америки продают Европе, увидим громадную разницу». Издание Hungary Today, в свою очередь, опубликовало материал о том, что большинство немцев (согласно опросу, проведенному телеканалом NTV) признают: антироссийские санкции в куда большей степени вредят Германии, чем РФ. «В то же время только 30% опрошенных выступают за смягчение (18%) либо полное снятие (12%) санкций»,— признает издание.
Как полагает доцент РГГУ, специалист по Восточной Европе Вадим Трухачев, цель Будапешта заключается именно в том, чтобы создать цепную реакцию в Европе. «Орбан старается утвердиться в роли главного несистемного политика Евросоюза,— сказал эксперт “Ъ”.— Его задача — показать, что руководство ЕС утратило связь с народами Европы. Это явно не внутренняя игра: внутри Венгрии ему сейчас нечего доказывать. Это очередной шаг в его конфликте с руководством ЕС. Вероятно, у него есть надежда на то, что и в других странах начнут набирать силу политики, подобные ему. И если такие политики начнут набирать много голосов на выборах, ЕС придется смягчить свой санкционный курс».
При этом возможность надавить на Будапешт есть и у Брюсселя. Еще в сентябре Европарламент заявил, что отныне считает Венгрию не демократией, а «электоральной автократией». Следующим шагом, по мнению Вадима Трухачева, может стать сокращение финансирования по линии ЕС.
«Нет никаких сомнений, что примерно 98% граждан Венгрии выразят несогласие с санкциями,— сказал “Ъ” политический аналитик из Венгрии, настоявший на анонимности.— Правда, все это лишь политическая манипуляция, потому что Будапешт, несмотря на свою риторику, все равно голосовал за все восемь санкционных пакетов против России. Я бы назвал главной целью этих "консультаций" отвлечение внимания жителей страны на "внешнего врага", которым в данном случае выступает Евросоюз. Это может помочь правительству объяснить инфляцию и прочие экономические трудности». При этом, по словам собеседника “Ъ”, назвать население Венгрии пророссийским нельзя: «Люди просто во всем поддерживают Виктора Орбана. И это порой кажется просто пугающим».
«Никакого влияния на санкционную политику ЕС не будет,— резюмировал в разговоре с “Ъ” программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев.— Скорее всего, лидер Венгрии решает свои политические задачи. Показывает, что национальный интерес для него в приоритете, а его поддержка линии ЕС требует встречных шагов от Брюсселя».