«Главная задача архитектора — создавать образ, иначе мы бы жили в пещерах»

Строить не просто дома-коробки, а разрабатывать сценарии жизни и формировать среду так, чтобы в ней по-настоящему хотелось жить. Все чаще архитектурные бюро предлагают именно такую стратегию для будущих жилых комплексов, торговых или спортивных объектов, а то и целых микрорайонов. Создатель и руководитель архитектурной фирмы «АЛКУТА» Алексей Куковякин рассказал, как можно формировать комфортную среду новых районов, проводить реновацию в деградирующих кварталах и при этом жить в гармонии с природой.

Алексей Куковякин, генеральный директор архитектурной фирмы "Алкута"

Фото: Архитектурная фирма «Алкута»

Жизнь по счастливому сценарию

В последние годы в строительной и архитектурной среде все чаще говорят о сценариях жизни и о том, как важно прорабатывать их на стадии проектирования или даже идеи. Но опытные архитекторы объясняют, что сценарии жизни при строительстве тех или иных объектов были испокон веков, даже египетский лабиринт построен по определенному сценарию, к которому, к счастью, современные архитекторы не прибегают. По мере развития общества, к сценариям в нашей стране стали подробно обращаться в начале 2000-х годов. У людей стали появляться новые требования и запросы — место для отдыха взрослого и ребенка во дворе или внутри дома, паркинг должен быть удобным и не портить внешний облик квартала, садики и школы в шаговой доступности.

«Сейчас мы, архитекторы, должны размышлять не о том, как сделать красивый фасад дома или как построить ту номенклатуру квартир, которая покупается, а должны создать пространство, которое человек увидит и скажет: “я готов здесь жить за любые деньги”. Для этого важно сделать так, чтобы человеку было не просто удобно, а еще и интересно, чтобы человек хотел возвращаться домой — в ту обстановку, которую мы создали. Важно превратить объект в пространство, где люди получат эстетическое удовольствие — в этом и есть задача сценариев»,— считает Алексей Куковякин.

Хорошо проработанные сценарии расширяют потребности людей и повышают качество жизни общества в целом. Особенностью их формирования является то, что архитекторы будто заглядывают в будущее и предугадывают, что понравится потребителю, а затем предлагают девелоперу или застройщику для реализации. В качестве примера уже реализованного проекта можно привести торговый центр Veer Mall в Екатеринбурге. Это один из новейших торговых объектов в уральской столице, проект которого разрабатывала известная компания «АЛКУТА». Несмотря на то, что торговый центр находится не в центре города, он стал точкой притяжения не только для жителей Уралмаша, но и для свердловчан в целом. Одним из необычных решений для торговых площадей было решение оборудовать большой атриум, сделать сложную стеклянную кровлю проложить стеклянный мост, на котором сейчас проводят фотосессии. «Когда ты сидишь в атриуме и видишь все это, то образ, который создал архитектор, складывается и, грубо говоря, продается. Изначально ты прорабатываешь каждую малейшую деталь, каждый шаг, а таких шагов на площади 160 тыс. кв.м, как в Veer Mall, очень много. Архитектор ведет инвестора как сталкер, подсказывает, где повернуть и что нужно сделать в этом пространстве, чтобы оно стало уникальным»,— рассказал господин Куковякин.

Еще один пример — проект нового зала свердловской филармонии в партнерстве со всемирно известным архитектурным бюро Zaha Hadid. Функционал нового зала был понятен изначально, но перед архитекторами стояла задача сделать его привлекательным для разных возрастов и разных слоев населения. Таким местом, согласно проекту, стало общественное пространство, которое не только объединяло разных людей, но и поднимало их культурный уровень. «Главная задача архитектуры — создавать образ, иначе мы бы всю жизнь жили в пещерах, которые были бы начинены определенной функцией. Именно через образ архитектор дает знак и сигнал людям, привлекает их, чтобы они шли именно к этому объекту»,— рассказал архитектор.

Внутри среды

При выборе места для жительства одним из главных требований и желаний будущих жильцов является наличие зеленой зоны или парка поблизости. Девелоперы часто подстраиваются под это и высаживают во дворах деревья и кустарники, привезенные из питомников, пытаясь сделать пространство приближенным к природе. По мнению Алексея Куковякина, архитекторы и девелоперы должны умело работать с уже имеющейся средой, которой богат Урал. При грамотном подходе такие участки могут быть сохранены, а люди смогут жить непосредственно в природной среде.

Концепция жилой застройки вблизи озера Кременкуль в Челябинской области

Фото: Архитектурная фирма «Алкута»

«Мы должны большое внимание уделять среде, с которой мы в дальнейшем хотим сосуществовать. Важно подстраиваться под климатические особенности региона. Нам не нужны зеленые фасады и зеленые крыши, как нам это показывают голландские архитекторы, у нас в этом году в сентябре уже, например, снег выпал. Но самой зеленой среды — лесов у нас очень много, надо только научиться жить в этом и строить»,— считает Алексей Куковякин. Такой экспериментальный проект компания спроектировала на Широкой речке — это микрорайон «Красная горка». Малоэтажные дома расположились среди деревьев, а роща стала безопасной для гуляющих мам с колясками и маленьких детей. Пока проект не реализовали, но он уже был отмечен в международном архитектурном сообществе. Проект с похожей концепцией, где имеющаяся зеленая среда соседствует с жилой застройкой, был создан и для Кременкуля — поселка в Челябинской области на берегу озера.

За последнее десятилетие общество серьезно продвинулось в сторону зеленой среды и, по мнению архитектора, в будущем количество подобных запросов будет только увеличиваться. Поэтому сейчас есть возможность прорабатывать экспериментальные проекты, которые станут трендом через несколько лет. «Ценность архитектора в том, что он должен творчески подходить и двигать прогресс, показывая определенные возможности. Если вы заявили какую-то глобальную идею, вы должны к ней идти не через статистику, а через творчество. Ведь архитектор он как первопроходец, двигает свою идею, набивает шишки, ему говорят, что это неэкономично. Да, пусть сегодня это экономически невыгодно, а завтра к тебе придет инвестор и скажет, что ему необходимо именно это и именно сейчас»,— комментирует Алексей Куковякин.

Реновация с доверием

Одной из главных тем последних лет, которая вызывает много вопросов, стала тема реновации сформированных территорий. На сегодняшний день кварталы, построенные в середине прошлого века, уже не отвечают потребностям и запросам людей, но могут быть преобразованы в современные пространства. Некоторые жители относятся скептически к программам реновации или комплексного развития территорий (КРТ). Алексей Куковякин считает, что такое отношение формируется из-за недоверия, и чтобы его устранить администрация города и области, девелоперы, архитекторы и жители должны действовать сообща на всех этапах реализации.

«Наша главная задача превратить город в зеленый и комфортный мегаполис, чтобы он стал и в культурном, и в средовом плане удобным, а мы могли бы получать большое удовольствие, живя в нем. Реновация деградирующей застройки это важный момент для развития любого города. По сути, это должно быть государственно-частным партнерством, направленным на изменения качественного средового подхода»,— считает архитектор.

Проект "Красная горка" в Екатеринбурге

Фото: Архитектурная фирма «Алкута»

Несколько лет назад архитекторы фирмы «АЛКУТА» решили поддержать идеологию реновации панельной хрущевской застройки, которая появилась в Москве. На примере одного района панельной застройки 1960-х годов площадью 60 га уральские архитекторы показали, как его можно сделать плотнее, но оставить среднеэтажную застройку в комплексе с высотной, поменять среду и сделать район более комфортным. «Тогда для нас было принципиальным сделать так, чтобы люди, которые здесь живут, остались жить в этом же районе, чтобы у них появилось доверие к тем девелоперам, которые будут осуществлять эту реконструкцию»,— вспоминает господин Куковякин. В то же время комплексное развитие отдельных территорий в Екатеринбурге идет удачно уже несколько лет. Например редевелопмент промышленных территорий — как в центральной части города, так и на окраинах.

Взгляд в будущее

Работая над тем или иным объектом, архитектор создает себе имя и в то же время рискует им. Спроектированное здание может остаться на многие века и стать культовым, о чем мечтает каждый архитектор, а может быть забыто и демонтировано. Как рассказал Алексей Куковякин, сегодня в России сформировалось сильное поколение молодых архитекторов, которое горит своими идеями, и есть опытные архитектурные компании. Объединившись, они могут диктовать тренды не только на российском рынке, но и на мировом.

«Сегодня у нас появилась возможность перехватить инициативу у зарубежных архитекторов-звезд. Но важно осознавать ответственность за качество своих идей, за их воплощение и за качество самой работы, в которую нужно вложить огромное количество сил,— считает господин Куковякин.— Когда зарубежные партнеры придут на наш рынок — он уже будет занят, но это в первую очередь наша ответственность. Мы должны подняться на такой уровень, чтобы мы могли с ними конкурировать. И каждый архитектор должен понимать, кем он будет — технологическим разработчиком или настоящим идеологом, творцом. Выбор есть всегда».

ООО Фирма «АЛКУТА»

Реклама

Вся лента