«Главной задачей была легкость конструкции»
Дмитрий Гронский — о Porsche Sascha
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Гронский рассказывает, кем и когда был придуман гоночный автомобиль.
При желании в истории любой заграничной автомобильной компании можно найти «русский след», есть он и у Porsche. Скажем, сам основатель компании Фердинанд Порше посещал Советский Союз в 30-е, и якобы ему даже предлагали переехать в Страну Советов со всем его конструкторским бюро. В 70-е начальником дизайнерского отдела Porsche работал человек, которого звали Анатолий Лапин: самая известная его работа — модель 928. И коли речь зашла о дизайнерах, еще недавно главным художником марки трудился Митя Боркерт. Такое странное для немца имя он получил от отца, преподававшего в ГДР русский и литературу — ее иначе как в честь персонажа «Братьев Карамазовых». А где «Митя», там и «Саша». Был в истории Porsche персонаж и с таким именем.
В 1921 году Фердинанд Порше познакомился с графом Александром Йозефом Коловрат-Краковским. Этот страстный фанат автоспорта был акционером предприятия Austro-Daimler, в котором тогда работал Порше. Друзья звали Коловрата Сашей. Может быть потому, что этот австрийский аристократ не раз участвовал в гонках, которые проходили в России. Например, в 1908 году Саша стал победителем состязаний по маршруту от Санкт-Петербурга до Москвы. Еще граф был женат на княжне Софье Трубецкой, но «Сашей» его стали звать задолго до брака.
Для гонок Targa Florio 1922 года Порше и Коловрат разработали автомобиль, где главной задачей была не мощность двигателя, а легкость конструкции. Мотор имел рабочий объем всего 1,1 л, шасси весило всего 450 кг, 53% всей массы приходилось на переднюю ось и 47% на заднюю. При полной заправке двух бензобаков и двух занятых местах обеспечивалась идеальная развесовка. Все это плюс мастерство пилотов и позволило одержать победу в классе той самой гонки, которой сегодня исполняется ровно 100 лет.
Один из тех самых автомобилей, который так и называют Sascha в честь графа Коловрата, который его придумал, профинансировал и на котором выступал, сохранился до наших дней. К вековому юбилею он был тщательно отреставрирован, и его снова можно увидеть в экспозиции музея Porsche в Штутгарте.