Тренажеры просят нагрузки
Пермская фитнес-индустрия не дождалась сезона
На фоне частичной мобилизации и кризиса в пермских фитнес-клубах отмечают снижение посещаемости на 20% и выручки — на 30%. Одни участники индустрии говорят, что спад в посещаемости занятий произошел в первую неделю после начала мобилизации, но потом ситуация выровнялась. Другие обращают внимание, что посетители отказываются от индивидуальных тренировок, а мобилизованные клиенты «замораживают» клубные карты. Все опрошенные сходятся в том, что традиционного осеннего роста посещаемости фитнес-центров в этом году нет.
Заместитель гендиректора краевого спорткомплекса «Олимпия-Пермь» Олег Кушнарев рассказал «Ъ-Прикамье», что в этом году в «Олимпии-Пермь» не зафиксировали традиционного осеннего роста посещаемости. «Сезона в этом году нет. Мы работаем в формате лета — притока новых клиентов не наблюдается, посещаемость комплекса на уровне летних месяцев. Спрос на услуги фитнеса есть, но он неактивен»,— сообщил Олег Кушнарев.
По словам собеседника, посещаемость спорткомплекса в сентябре 2022 года не изменилась за счет уже действующих клиентов, а выручка снизилась на 30%. «Причина — общий фактор тревожности на фоне происходящих событий. Посетители прекращают ходить на индивидуальные тренировки, не покупают новые карты или не продлевают действующие. Наши менеджеры столкнулись с такой проблемой: когда обзванивают клиентов комплекса, люди просто не берут трубку»,— поделился заместитель гендиректора «Олимпии-Пермь». В спорткомплексе зафиксированы случаи, когда клиенты обращались в «Олимпию» с возвратом клубных карт из-за призыва по мобилизации. В организации издали приказ о том, что «Олимпия-Пермь» замораживает на необходимый срок клубные карты мобилизованных посетителей.
Как недавно сообщало радио «Говорит Москва» со ссылкой на главу Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ) Ольгу Киселеву, после 21 сентября более половины российских спорткомплексов потеряли свыше 30% доходов. Госпожа Киселева добавила, что отрасль находится в кризисе с 2020 года, когда началась пандемия коронавируса. «В 2020 году мы потеряли примерно 40% объема валовой выручки. В феврале 2022-го мы получили один масштабный обвал, и второй в сентябре. При этом цены на все составляющие наших расходов росли. Много банкротов и разорений. Многие клубы работают в минус. Это катастрофа всех последних трех лет»,— пояснила глава АОФИ.
Другие представители пермской фитнес-индустрии тоже сообщили о неактивном начале сезона. Управляющий сетью клубов Energy Fitness Александр Шевченко обратил внимание, что этой осенью спрос на фитнес-услуги в сети вырос на 10–15%, тогда как в допандемийные времена осенью он повышался на 30–40%. При этом значительного сокращения посещаемости и выручки с началом частичной мобилизации господин Шевченко пока не заметил. Для нескольких мобилизованных клиентов Energy Fitness заморозила клубные карты на неопределенный срок. Управляющий Energy Fitness считает, что в перспективе ближайших месяцев экономическая и политическая ситуация в стране, а также частичная мобилизации могут повлечь отток клиентов от местных спортклубов. «Кого-то призвали, кто-то уехал за границу, экономическая ситуация развивается не в лучшую сторону. Возможно, люди будут экономить на фитнесе»,— рассуждает Александр Шевченко.
Тренер по фитнесу и хатха-йоге Мария Кожух в первую неделю после начала частичной мобилизации заметила 20%-ный спад посещаемости занятий. Позднее посещаемость восстановилась. «Когда в обществе происходят какие-то потрясения, первое время люди игнорируют непервостепенные мероприятия. Позднее жизнь возвращается в обычное русло. Теперь посетители приходят на занятия с большей осознанностью, потому что пребывать в стрессовых состояниях без движения очень сложно»,— высказалась собеседница. С началом активного сезона повышение спроса на тренировки и приток новых клиентов у Марии Кожух составили примерно 20%. «Это не супермного, раньше в сезон бывало и больше»,— говорит фитнес-тренер. Она связывает снижение числа новых посетителей с геополитической и экономической ситуацией в мире и в России. По словам Марии Кожух, сейчас, как и во время начала пандемии COVID-19, стали востребованы онлайн-тренировки. «Кто-то уехал из страны, но привык заниматься со мной и просит продолжить занятия в режиме онлайн»,— пояснила тренер по фитнесу и хатха-йоге.
По мнению Марии Кожух, в ближайшее время отрасли точно не стоит ожидать заметного роста. Однако нынешний кризис не так фатально отразился на фитнес-индустрии, как пандемия коронавируса, когда спортклубы оставались закрытыми четыре месяца.