Иноагентов двое за одного
«Новая газета» опубликовала решение Верховного суда о лишении ее сайта лицензии
В понедельник редакция «Новой газеты» опубликовала несколько документов, касающихся отзыва лицензии СМИ у сайта издания: иск Роскомнадзора (РКН) с соответствующим требованием, свои возражения и решение Верховного суда о лишении лицензии. Из редакционных возражений следует, что одно из двух предупреждений РКН было вынесено за не имевшее места нарушение законодательства об иноагентах. Из решения ВС вытекает, что «Новая газета» «формировала у граждан ошибочное восприятие текущей ситуации в обществе и государстве», угрожая этим суверенитету и конституционному строю РФ.
Свое обращение к читателям авторы начали с напоминания об июльском иске Роскомнадзора, которым ведомство потребовало аннулировать лицензию СМИ у сайта novayagazeta.ru. РКН указывал, что российским СМИ запрещено рассказывать об иноагентах без указания на их статус и, если СМИ этого требования не исполняет, РКН или прокуратура вправе вынести предупреждение «в целях профилактики». Если нарушения, в связи с которыми выносились письменные предупреждения, окажутся неоднократными в течение двенадцати месяцев, может последовать обращение в суд о ликвидации СМИ. В иске РКН напоминал о двух предупреждениях, выписанных «Новой» 22 и 28 марта за неуказание статуса иноагентов при их упоминании в публикациях.
Напомним, 28 марта «Новая газета» объявила о приостановке выпуска газеты в сетях и на бумаге до окончания специальной военной операции на территории Украины. Затем издание подало в Таганский суд Москвы два иска, оспаривая предупреждения, настаивая, что те «являются незаконными и необоснованными».
И тогда, и сейчас издание настаивает, что лишение СМИ лицензии за два предупреждения «нарушает принцип соразмерности» наказания нарушению.
С 1 января 2021 года «Новая» сделала 1203 указания на НКО и физлиц из реестров иноагентов, «хорошо осведомлена о требованиях закона и последовательно их соблюдает», говорится в возражениях редакции на претензии РКН. Там же приводится статистика самого РКН: из нее следует, что в 2021 году ведомство вынесло всего девять аналогичных предупреждений российским СМИ.
«Новая газета» была учреждена в 1993 году бывшими сотрудниками «Комсомольской правды» Сергеем Кожеуровым, Сергеем Кушнеревым, Павлом Вощановым, Акрамом Муртазаевым, Дмитрием Сабовым, Дмитрием Муратовым и другими. Первые восемь компьютеров купил для редакции экс-президент СССР Михаил Горбачев, использовав средства своей Нобелевской премии. До марта 2022 года «Новая» выходила трижды в неделю тиражом 108,1 тыс. экземпляров и была известна рядом общественно значимых расследований, в том числе о коррупции, пытках и нарушениях на выборах. За время работы издания шестеро его журналистов были убиты. В 2019 году главред газеты Дмитрий Муратов сообщал, что издание финансируется в том числе на средства бизнесмена Сергея Адоньева; контрольный пакет акций издания принадлежит коллективу. В 2021 году господин Муратов стал лауреатом Нобелевской премии мира за «усилия по защите свободы выражения мнений» (40,2 млн руб. премиальных он пожертвовал на благотворительность).
Известно, что одним из иноагентов, не промаркированных «Новой», стал фонд «Гуманитарное действие» (занимается помощью наркозависимым). На момент спорной публикации, «равно как и на момент вынесения предупреждения», упомянутый фонд в реестрах Минюста не значился, заявляет редакция «Новой». Минюст признал «Гуманитарное действие» иноагентом в декабре 2020 года, фонд и ведомство судились в течение двух лет, в результате организацию в феврале 2022 года исключили из реестра иноагентов, в июне снова включили, а 9 сентября еще раз исключили по решению суда. Публикация «Новой газеты» «Болезненные санкции», в которой РКН нашел нарушение закона, вышла 10 марта 2022 года. «Мы действовали исключительно в рамках вынесенного судебного решения»,— поясняют в «Новой газете».
В возражениях редакция указывала и на постановление Верховного суда от 2014 года, согласно которому критериями в спорах РКН и СМИ о лишении лицензии являются степень общественной опасности допущенных нарушений, действия по их устранению (спорные публикации были исправлены сразу после получения предупреждений, настаивают в «Новой») и репутация СМИ. В издании признают, что второе нарушение все же было, но настаивают на его «случайном, а не преднамеренном характере»: речь в этом случае идет о фонде «Гражданское содействие» (занимается помощью беженцам, внесен в реестр иноагентов). Но с учетом одного нарушения против 1203 случаев точного соблюдения законодательства о его «системности» и «общественной опасности» говорить нельзя, считают в редакции.
Тем временем в решении Верховного суда говорится, что суд «принимает во внимание текущие вызовы безопасности и суверенитету Российской Федерации» и «влияние СМИ», которое «может угрожать информационной безопасности государства».
Такое влияние, следует из решения ВС, оказывается «посредством информации, искажающей объективные факты, а также заведомо направленной на формирование у граждан ошибочного восприятия текущей ситуации в обществе и государстве». Суд в итоге приходит к выводу о наличии оснований для лишения сайта «Новой газеты» лицензии СМИ, «исходя из допущенных нарушений, в целях защиты основ конституционного строя».
В беседе с корреспондентом «Ъ» пресс-секретарь «Новой газеты» Надежда Прусенкова напомнила, что изданию предстоит еще два судебных разбирательства в апелляции по обжалованию аннулирования лицензии у печатной версии газеты и регистрации журнала «Новая рассказ-газета». Решение о запрете этих изданий Басманный суд Москвы принял 5 и 6 сентября соответственно. «Пока четких планов нет, мы подали на регистрацию новое СМИ, ждем результатов (речь о попытке зарегистрировать СМИ «НО», которое выпускает журнал «Новая рассказ-газета» и рассчитывает продолжать делать это минимум до апелляции на лишение журнала лицензии.— “Ъ”),— пояснила госпожа Прусенкова.— Нам в целом дали понять, что сейчас мы не нужны, но мы-то с этим не согласны! Будем в каком-то виде существовать все равно».