Город над Волгой
Петр Воронков — об истории Симбирска
Обозреватель “Ъ FM” Петр Воронков рассказывает, как Ульяновск вдохновил Ивана Гончарова и Николая Кармазина.
Возвращаемся сегодня в Ульяновск, а то увлекся я жизнеописаниями Владимира Ленина да Александра Керенского, а о городе почти ничего не рассказал. Расположен он на возвышенности, и видно его издалека. У бурлаков была поговорка: «Ульяновск видим, да семь дней до него идем».
Высокое расположение города над Волгой натолкнуло когда-то писателя Ивана Гончарова на мысль о создании романа «Обрыв». Кстати, почти все, что написано Гончаровым, в той или иной степени связано с Ульяновском, тогдашним Симбирском. И даже глубоко любимый мною «Фрегат "Паллада"» вырос из морских рассказов его крестного Николая Трегубова, пленившего воображение маленького Вани романтикой путешествий.
Здесь же в Симбирске родился историограф государства российского Николай Михайлович Карамзин. Интересно: многие филологи считают, что современная отечественная литература выросла из его книги «Письма русского путешественника». Также стараниями Карамзина в нашем алфавите закрепилась буква «ё». Конечно, памятники и Карамзину, и букве, и Гончарову — все это найти в Ульяновске несложно.
Теперь совсем кратко. В 1672 году «за двукратную храбрую оборону от разбойника Стеньки Разина» городу был пожалован первый герб. А в подвале Ульяновского драмтеатра под малой сценой с 1 по 25 октября 1774 года находился в заключении Емельян Пугачев. В 1768 году ученый-естествоиспытатель Иван Лепехин посетил Симбирск и с восторгом записал: «Город сей перед другими городами, которые нам от Москвы проезжать случалось, гораздо лучше выстроен, может хвалиться яблоневыми садами, коих здесь великое находится множество».
А в 2001 году в Волжской пойме у психбольницы Ульяновска господа Павел Овчинников и Николай Цвелев описали новый для науки вид растения — лютик Шенникова. Это так, для полноты картины.